Людмила Чистова
Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Сказка»
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание экологической культуры детей раннего
возраста через игровую деятельность»
Подготовила : Чистова Людмила Викторовна
воспитатель
П. г. т. Мостовской
2013г.
Публикация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.
Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» появилась одной из первых в 90-х годах, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы
1. программу экологического воспитания дошкольников
2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).
Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. В программе «Юный эколог» не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет мне реализовывать эту программу в рамках нашей основной программы.
Изучив данную литературу, я поставила перед собой цель.
Цель – воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях;
Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
Формировать элементарные представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;
Развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;
Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.
Для успешной реализации задач по экологическому образованию дошкольников я выстроила систему работы по данному направлению, и включила следующие компоненты: система экологического образования :
1. система педагогического взаимодействия
2. экологическое просвещение родителей и педагогов
3. создание экологически развивающей среды
Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Экологически развивающая среда МОЕЙ ГРУППЫ включает:
1. Уголок природы
• комнатные растения, соответствующие следующим требованиям:
- растения должны быть безопасны, недопустимы ядовитые и колючие;
• календарь погоды;
• дидактические игры экологического содержания;
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача здесь не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Очень эффективным методом при воспитании экологической культуры является наблюдение. Я разработала циклы наблюдений за растениями и животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе. («Наблюдение за березой», «Наблюдение за дятлом», «Наблюдение за бабочкой», «Наблюдение за собакой», «Наблюдение за кошкой» и т. д.) Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаю играм. Игры использую на занятиях, на прогулках, наблюдениях и в свободное время. Для самостоятельной деятельности детей созданы условия, способствующие ее возникновению. Окружающая детей предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Поэтому игры, пособия, книги, которые использовались на занятии, доступны детям и находятся в их свободном пользовании. На непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Ожидаемые результаты: Используя экологическое направление в воспитании дошкольников, ожидается:
1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
2. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
3. Осознание себя, как части природы.
4. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
5. Бережного отношения к своему здоровью.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
Чтоб радость завтрашнего дня.
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля.
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы.
Почуяли беду?
Сквозь, фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть.
Все те страданья, что Земле.
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!