Людмила Зуева
Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Раздел «Творческие игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Пояснительная записка…. 3
2. Цели и задачи ….…. ….….5
3. Ожидаемые результаты освоения раздела ….…. …6
4. Образовательные программы и технологии, методы и приемы, формы
обучения детей…6
5. Создание условий для реализации раздела программы….14
1. Пояснительная записка
В нашем образовательном учреждении реализуется программа «Детство» (под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной). Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Он определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Публикация «Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности, Раздел „Творческие игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Концепция программы предусматривает внедрение в педагогическую практику личностно-ориентированной педагогики, которая поможет каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. В программе делается акцент на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Такие стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей познавательные способности, универсальные психические функции и чувство уверенности в себе. Авторы подчеркивают, что согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Детей следует научить понимать свое эмоциональное состояние и эмоции окружающих, а также научить выстраивать отношения во взаимодействии. Задача педагогов - помочь дошкольникам войти в сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно развивать основные направления для формирования у детей социальной восприимчивости, то есть способности понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других. Программа содержит рекомендации по развитию способностей к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развитию навыков эмоциональной саморегуляции, адекватной самооценки. Авторы программы подчеркивают, что процесс познания у детей проходит эмоционально-практическим путем, но сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера, т. к. в ней выражено субъективное начало. По мнению А. Н Леонтьева – «умные эмоции следует формировать, корректируя недостатки эмоциональной сферы. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает год от года. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать.
Я изучила общие аспекты развития эмоциональной сферы дошкольника. Увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта и решила сделать разработку раздела «Театрализованные игры», основной целью которой будет создание системы воспитания эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.
2. Цели и задачи работы.
Цель: воспитание эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.
Задачи.
Образовательные задачи.
Учить детей понимать разные эмоциональные состояния окружающих.
Учить передавать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных средств выразительности – речи, мимики, жестов.
Развивающие задачи.
Способствовать развитию интереса к театрализованной деятельности.
Развивать образную эмоциональную речь.
Развивать артистические способности детей с учётом индивидуальных особенностей.
Развивать способности детей к импровизации, умение создавать художественный образ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в своих возможностях, умение понимать и поддерживать партнёров, стремление к сотрудничеству, взаимопомощи, Продолжать воспитывать гуманные чувства детей по отношению к окружающим. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
3. Ожидаемые результаты.
Дети понимают разные эмоциональные состояния окружающих.
Дети умеют передавать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных средств выразительности – речи, мимики, жестов.
Дети проявляют интерес к театрализованной деятельности.
У детей образная эмоциональная речь.
У детей развиты артистические способности.
Дети могут импровизировать, умеют создавать художественный образ.
Дети самостоятельны, уверены в своих возможностях, понимают и поддерживают партнёров, стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи, проявляют гуманные чувства детей по отношению к окружающим, умеют вести себя культурно в общественных местах.
Кроме того, можно прогнозировать, что у детей расширятся и углубятся знания об окружающем мире; получат дальнейшее развитие психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции; активизируется развитие различных анализаторов, усовершенствуется моторика, координация движений.
4. Образовательные программы и технологии, методы и приемы, формы
обучения детей.
Изучив множество программ и методик, я остановилась на программе Е. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Эта программа, рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать вместе с детьми. Программа отличается гуманистической направленностью, идеей уважения и любви к ребенку, верой в его творческие способности. Автор предполагает отказ от принуждения и оказание психотерапевтической помощи детям с проблемами в эмоциональном развитии. Программа может использоваться в условиях нашего детского сада в качестве основного источника по развитию эмоциональной сферы детей. Содержание программы позволяет стимулировать способность к образному и свободному восприятию окружающего мира. Использование адаптированных методов развития эмоциональности, воображения и выразительности речи гарантирует высокую результативность. Средствами драматургии компенсируется недостаточное внимание современной педагогики и психологии к эмоциональной сфере ребёнка.
Реализация программы предполагает построение субъект-субъектной модели взаимодействия, когда взрослый и ребенок находятся в позиции равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность. В процессе совместной деятельности предполагается решить следующие задачи развития эмоциональной сферы:
1. Обогащение чувственно-эмоционального опыта.
2. Развитие мышления в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей.
3. Развитие общей культуры, включающей языковую культуру, а также культуру общения в разных условиях.
При реализации каждого принципа программа предполагает использование определенных условий. Например, реализация принципа наглядности предполагает:
четкость дидактических целей исследования наглядности;
соблюдение требований к оформлению наглядности;
сочетание определённых видов наглядности;
использование специфических методов и приемов включения детей в анализ наблюдаемых объектов.
Принцип сознательности и активности предполагает игровые методы обучения, высокий уровень мотивации и определяется потребностями ребенка.
Методы и приемы обучения выбираются в зависимости от дидактических целей занятия, от содержания материала. Как показала практика, хороших результатов в работе можно достигнуть, используя некоторые из методов, предложенные
М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером:
• объяснительно – иллюстративный метод – сообщение новой информации;
• репродуктивный метод – заучивание, «повторяйте за мной», формирование навыков отношений между элементами знаний;
• метод проблемного изложения – дети стремятся к самостоятельному поиску ответов, у них развивается определенный тип мышления;
• эвристический метод - при его умелом использовании ребенок чувствует себя первооткрывателем, у него развиваются творческие способности.
Порядок применения методов зависит от подготовки детей, общего уровня развития интеллекта, а также от умений и эрудиции педагога.
Театрализованная игра несет развивающую, коммуникативную, терапевтическую функции. Театрализованные игры характеризуются творческим характером деятельности и эмоциональной приподнятостью деятельности (опирающейся на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).
Методы повышения эмоциональной активности могут быть такими:
• игровые и воображаемые ситуации;
• придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и др. ;
• игры-драматизации;
• сюрпризные моменты;
• элементы творчества и новизны;
• юмор и шутка.
Педагоги должны учитывать психологические закономерности организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы. Природосообразность и щадящее отношение к детской психике должны учитываться при отборе форм работы.
Можно использовать различные формы организации педагогического процесса, по развитию эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности, предлагаемые современными методиками и технологиями:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами создания выразительного образа.
2. Передача информации от детей взрослым.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения.
Можно использовать такие формы работы с детьми, как:
• выразительное чтение произведений;
• рассматривание иллюстраций;
• просмотр кукольных спектаклей и их обсуждение;
• анализ средств выразительности: интонационной, лексической, синтаксической;
• игры, разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Формы обучения детей по количественному составу:
• фронтальная;
• групповая;
• микрогрупповая;
• индивидуальная.
Формы обучения по продолжительности:
• традиционные занятия (продолжительность в соответствии с СанПин);
• комплексные занятия (творческие на 5-10 мин. дольше традиционных);
• нетрадиционные занятия (в зависимости от интереса детей).
Занятия – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения. Занятия по театрализованной деятельности в группах старшего дошкольного возраста по временному промежутку должно занимать не более 25-30 минут. Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка.
Занятия по развитию эмоций должны вводить детей в мир чувств, пробуждать способности к состраданию, сопереживанию, раскрепощать их творческие возможности, помогать психологической адаптации ребёнка в коллективе.