Папки-передвижки

Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Раздел «Творческие игры»

Людмила Зуева
Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Раздел «Творческие игры»

Содержание.

1. Пояснительная записка…. 3

2. Цели и задачи ….…. ….….5

3. Ожидаемые результаты освоения раздела ….…. …6

4. Образовательные программы и технологии, методы и приемы, формы

обучения детей…6

5. Создание условий для реализации раздела программы….14

1. Пояснительная записка

В нашем образовательном учреждении реализуется программа «Детство» (под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной). Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Он определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Публикация «Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности, Раздел „Творческие игры“» размещена в разделах

Концепция программы предусматривает внедрение в педагогическую практику личностно-ориентированной педагогики, которая поможет каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. В программе делается акцент на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Такие стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей познавательные способности, универсальные психические функции и чувство уверенности в себе. Авторы подчеркивают, что согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Детей следует научить понимать свое эмоциональное состояние и эмоции окружающих, а также научить выстраивать отношения во взаимодействии. Задача педагогов - помочь дошкольникам войти в сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно развивать основные направления для формирования у детей социальной восприимчивости, то есть способности понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других. Программа содержит рекомендации по развитию способностей к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развитию навыков эмоциональной саморегуляции, адекватной самооценки. Авторы программы подчеркивают, что процесс познания у детей проходит эмоционально-практическим путем, но сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера, т. к. в ней выражено субъективное начало. По мнению А. Н Леонтьева – «умные эмоции следует формировать, корректируя недостатки эмоциональной сферы. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает год от года. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать.

Я изучила общие аспекты развития эмоциональной сферы дошкольника. Увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта и решила сделать разработку раздела «Театрализованные игры», основной целью которой будет создание системы воспитания эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

2. Цели и задачи работы.

Цель: воспитание эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Задачи.

Образовательные задачи.

Учить детей понимать разные эмоциональные состояния окружающих.

Учить передавать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных средств выразительности – речи, мимики, жестов.

Развивающие задачи.

Способствовать развитию интереса к театрализованной деятельности.

Развивать образную эмоциональную речь.

Развивать артистические способности детей с учётом индивидуальных особенностей.

Развивать способности детей к импровизации, умение создавать художественный образ.

Воспитательные задачи.

Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в своих возможностях, умение понимать и поддерживать партнёров, стремление к сотрудничеству, взаимопомощи, Продолжать воспитывать гуманные чувства детей по отношению к окружающим. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

3. Ожидаемые результаты.

Дети понимают разные эмоциональные состояния окружающих.

Дети умеют передавать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных средств выразительности – речи, мимики, жестов.

Дети проявляют интерес к театрализованной деятельности.

У детей образная эмоциональная речь.

У детей развиты артистические способности.

Дети могут импровизировать, умеют создавать художественный образ.

Дети самостоятельны, уверены в своих возможностях, понимают и поддерживают партнёров, стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи, проявляют гуманные чувства детей по отношению к окружающим, умеют вести себя культурно в общественных местах.

Кроме того, можно прогнозировать, что у детей расширятся и углубятся знания об окружающем мире; получат дальнейшее развитие психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции; активизируется развитие различных анализаторов, усовершенствуется моторика, координация движений.

4. Образовательные программы и технологии, методы и приемы, формы

обучения детей.

Изучив множество программ и методик, я остановилась на программе Е. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Эта программа, рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать вместе с детьми. Программа отличается гуманистической направленностью, идеей уважения и любви к ребенку, верой в его творческие способности. Автор предполагает отказ от принуждения и оказание психотерапевтической помощи детям с проблемами в эмоциональном развитии. Программа может использоваться в условиях нашего детского сада в качестве основного источника по развитию эмоциональной сферы детей. Содержание программы позволяет стимулировать способность к образному и свободному восприятию окружающего мира. Использование адаптированных методов развития эмоциональности, воображения и выразительности речи гарантирует высокую результативность. Средствами драматургии компенсируется недостаточное внимание современной педагогики и психологии к эмоциональной сфере ребёнка.

Реализация программы предполагает построение субъект-субъектной модели взаимодействия, когда взрослый и ребенок находятся в позиции равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность. В процессе совместной деятельности предполагается решить следующие задачи развития эмоциональной сферы:

1. Обогащение чувственно-эмоционального опыта.

2. Развитие мышления в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей.

3. Развитие общей культуры, включающей языковую культуру, а также культуру общения в разных условиях.

При реализации каждого принципа программа предполагает использование определенных условий. Например, реализация принципа наглядности предполагает:

четкость дидактических целей исследования наглядности;

соблюдение требований к оформлению наглядности;

сочетание определённых видов наглядности;

использование специфических методов и приемов включения детей в анализ наблюдаемых объектов.

Принцип сознательности и активности предполагает игровые методы обучения, высокий уровень мотивации и определяется потребностями ребенка.

Методы и приемы обучения выбираются в зависимости от дидактических целей занятия, от содержания материала. Как показала практика, хороших результатов в работе можно достигнуть, используя некоторые из методов, предложенные

М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером:

• объяснительно – иллюстративный метод – сообщение новой информации;

• репродуктивный метод – заучивание, «повторяйте за мной», формирование навыков отношений между элементами знаний;

• метод проблемного изложения – дети стремятся к самостоятельному поиску ответов, у них развивается определенный тип мышления;

• эвристический метод - при его умелом использовании ребенок чувствует себя первооткрывателем, у него развиваются творческие способности.

Порядок применения методов зависит от подготовки детей, общего уровня развития интеллекта, а также от умений и эрудиции педагога.

Театрализованная игра несет развивающую, коммуникативную, терапевтическую функции. Театрализованные игры характеризуются творческим характером деятельности и эмоциональной приподнятостью деятельности (опирающейся на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

Методы повышения эмоциональной активности могут быть такими:

• игровые и воображаемые ситуации;

• придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и др. ;

• игры-драматизации;

• сюрпризные моменты;

• элементы творчества и новизны;

• юмор и шутка.

Педагоги должны учитывать психологические закономерности организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы. Природосообразность и щадящее отношение к детской психике должны учитываться при отборе форм работы.

Можно использовать различные формы организации педагогического процесса, по развитию эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности, предлагаемые современными методиками и технологиями:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами создания выразительного образа.

2. Передача информации от детей взрослым.

3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения.

Можно использовать такие формы работы с детьми, как:

• выразительное чтение произведений;

• рассматривание иллюстраций;

• просмотр кукольных спектаклей и их обсуждение;

• анализ средств выразительности: интонационной, лексической, синтаксической;

• игры, разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Формы обучения детей по количественному составу:

• фронтальная;

• групповая;

• микрогрупповая;

• индивидуальная.

Формы обучения по продолжительности:

• традиционные занятия (продолжительность в соответствии с СанПин);

• комплексные занятия (творческие на 5-10 мин. дольше традиционных);

• нетрадиционные занятия (в зависимости от интереса детей).

Занятия – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения. Занятия по театрализованной деятельности в группах старшего дошкольного возраста по временному промежутку должно занимать не более 25-30 минут. Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка.

Занятия по развитию эмоций должны вводить детей в мир чувств, пробуждать способности к состраданию, сопереживанию, раскрепощать их творческие возможности, помогать психологической адаптации ребёнка в коллективе.

Публикации по теме:

Основные структурные компоненты рабочей программы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Основные структурные компоненты рабочей программы I. Титульный лист Название дошкольного образовательного учреждения (по Уставу ДОУ).

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Раздел «Творческие игры»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 16:29
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД