Воспитателям групп ОВЗ

Елена Маркина
Воспитателям групп ОВЗ

Предметно-развивающая среда для детей с умеренной и

глубокой умственной отсталостью

Известно, чтопредметно – пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для расширения опыта эмоционально – практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность. В группе для детей с нарушением интеллекта создание такой среды приобретает особо значение при формировании высших психических функций, навыков социально – бытовой ориентации и формирования предметно – практической деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования деятельностный подход определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность и развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.

Познавательный интерес детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Учитель-дефектолог принимает непосредственное участие в организации предметной развивающей среды (далее ПРС, вместе с воспитателями группы. Наполняемость ПРС осуществляется в соответствии с изучаемой лексической темой учителя-дефектолога, в речевом уголке в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

При организации среды в группе нужно учитывать сенсорные потребности детей. Т. е. среда с одной стороны должна быть насыщена яркими и крупными предметами и игрушками из различных материалов, удовлетворяющих их тактильные, зрительные, двигательные потребности, с другой стороны среда не должна не должна являться раздражителем и утомлять и без того истощаемую нервную систему детей. Кроме того, дети данной категории плохо осуществляют перенос полученных навыков, умений и знаний и с этой целью необходимо обеспечивать своевременную и систематическую сменяемость предметной среды.Следует и учесть особенности двигательной активности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: ее сниженность, аморфность, пассивность, плохая координированность, моторная неловкость. В связи с этим пространственная организация среды должна одновременно и обеспечить безопасность, и одновременно двигательную активность.

При проектировании в ООП данного компонента обязательной части ООП ДО необходимо ориентироваться на психолого-педагогические принципы и требования к созданию предметной развивающей среды (ПРС).

Большое значение в построении среды уделяется ее насыщенности (но с учетом особенностей дошкольников с умственной отсталостью, т. к. перенасыщение среды приводит к перевозбуждению детей,трансформируемости и полифункциональности (что предполагает ее изменение, разностороннее использование в соответствии с содержанием образования,вариативность и доступность среды (ориентированность на контингент конкретной группы и особенностей психомоторного развития, размещение игрушек и наглядного материала на расстоянии доступном детям).

Проектирование и организация среды осуществлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

-дистанцияпозиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми (подбор мебели соответственно росту ребенка, возможность смены поз, положения во время занятий со взрослым (на ковре, за столом);

активность- реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения (совместное создание игровых атрибутов, игрушек, распределение их в игровых уголках с одновременным их обыгрыванием, называнием, возникающим при этом эмоциональном отношении к ним;

стабильность, динамичность среды - направленность условий на изменение и созидание окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;

ориентировка на комплексное и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (игровые уголки);

эмоциогенность среды - индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

эстетическая организация среды - сочетание привычных и неординарных элементов;

тенденция открытости - готовности среды к изменению, корректировке развитию;

учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Игровые уголки:

Познавательный (сенсорный) центр «Мы познаем мир» - его задача формирование, расширение чувственного опыта детей, обучение элементарному экспериментированию. Рядом с ним может быть размещен центр воды и песка, конструктор.

Кукольный уголок «Мы играем» - формирование коммуникативных навыков, игровых умений.

Центр театрализованныхигр «Уголок сказки» - формирование навыков слушания, умения обращаться с книгой, развитие подражательности (звуковой, двигательной, эмоциональной).Он может быть поделен на две части: уголок с игрушками для мальчиков и уголок с игрушками для девочек.

Музыкальный уголок «Маленькие музыканты» - развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма, обучение игре на музыкальных инструментах.

«Уголок эмоций» - формирование «Я сознания», развитие эмоционально – личностной сферы.

Уголок «Маленькие художники» - привлечение внимания и формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие элементарных изобразительных навыков, цветовосприятия и цветоразличения.

Спортивный уголок «Маленькие спортсмены» - активизация двигательной активности, развитие ощущений от движений собственного тела, координации и согласованности действий.

Т. о. ПРС в группеуспешно будет выполнять свои основные функции:

организующая (разнообразие среды подталкивает к активному участию детей в разных видах деятельности, самостоятельному ее выбору);

-воспитывающая (способствует зарождению сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения);

информационная (разнообразие тематики, обогащение среды в соответствии с тематикой занятий);

развивающая (содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумеваем развитие, побуждая ребенка быть творцом в различных видах деятельности).

В соответствии с тематическим планом предусматривается обновление в соответствии с лексической темой, обогащение центров разнообразными материалами, которые могут соответствовать материалам и игровому оборудованию для группы раннего возраста или младшей группы.

Публикации по теме:

«Гимн воспитателя» (Посвящается воспитателям прошлых лет, настоящего и будущего) Дорогие коллеги, песня-переделка была отредактирована к празднику "Воспитатель Года". Исполняется на мелодию песни Композитора Э. Колмановского.

Подарки воспитателям и учителям. Мастер-класс по изготовлению открытки в технике объемного конструированияПодарки воспитателям и учителям. Мастер-класс по изготовлению открытки в технике объемного конструирования .

Фотоотчёт мультвикторины для старших группФотоотчёт мультвикторины для старших групп Фотоотчёт мультвикторины для старших групп. Недавно команды ребят из старших групп нашего детского сада приняли участие в увлекательной.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Мастер-класс «Конфетница в подарок воспитателям»Мастер-класс «Конфетница в подарок воспитателям» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Поздравляю Вас с Днем работников дошкольного образования! Конечно, прежде всего, хочется.

Танец для мальчишек подготовительных групп В нашем детском саду "Чебурашка" три подготовительных группы. При этом мальчишек больше, чем девчонок. Вот и родилась идея придумать движения.

Поздравительная открытка воспитателям детского сада с окончанием учебного года. Детский мастер-классПоздравительная открытка воспитателям детского сада с окончанием учебного года. Детский мастер-класс Позади учебный год,сколько было в нём забот- Педсоветы,мастер-классы,прочих дел круговорот! Незаметно год промчался,и,итоги подводя, Констатируем:.

Праздничная композиция в подарок воспитателям «С Днем знаний!»Праздничная композиция в подарок воспитателям «С Днем знаний!» В этот день мы с дочкой решили преподнести подарок нашим воспитателям. Опишу технологию его изготовления - необходимо взять картонную.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Воспитателям групп ОВЗ
Опубликовано: 17 июля 2020 в 03:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

Конспект НОД по аппликации с детьми средней группы с использованием технологии В. В....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе ( аппликация) с использованием технологии В. В. Воскобовича «Красивые пирамидки для...
Фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста. Цель занятия . Учить детей...
Фотоотчет театрального представления «Цветы для бабушки» детей старшего дошкольного...
Цель - Воспитывать у детей любовь и уважение к близким людям – маме, бабушке. Предварительная работа: изготовление сценических атрибутов, подготовка...