Лучший педагог года

Воспитательное значение сюжетно–ролевой игры

Ольга Дудник
Воспитательное значение сюжетно–ролевой игры

Дошкольное детство – от 3 до 7 лет – совершенно особый период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и регуляция поведения. Эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра – это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Публикация «Воспитательное значение сюжетно–ролевой игры» размещена в разделах

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. В игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию мыслительной способности человека, позволяющей представить другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации, ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей.

Сюжетно-ролевые игры – мощное средство патриотического воспитания детей, коррекции их поведения, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребенок. Характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль доктора или шофёра невозможно выполнять в уме, без реальных, практических игровых действий.

Принято различать сюжет и содержание игры.

Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых.

В последнее время воспитатели и психологи отличают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отделяются от взрослых, они плохо знакомы с трудовыми и личными отношениями взрослых. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты из телевизионных сериалов или мультфильмов и брать на себя роли телевизионных героев.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в “семью”) может иметь совершенно разное содержание: одна” мама” будет бить и ругать своих “детей”, другая-краситься перед зеркалом, третья - стирать и гладить.

Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребенок, определяют не только сюжеты, но и содержание детских игр.

В дошкольном возрасте ролевая игра проходит путь своего развития.

У младших дошкольников главным содержанием игры является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: ”трут морковку”, ” режут хлеб”, “моют посуду”.

Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх, который берет на себя ту или иную роль. Это дает возможность объединить несколько детей для совместной игры. А роль, которую берет воспитатель на себя, служит примером для подражания.

В середине дошкольного возраста та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Выделяются игровые действия, передающие отношения между другими участниками игры :

если каша варится, нарезается хлеб - то это дается ”детям” на обед. В средней группе возможно участие воспитателя в игре. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает.

В старшей группе воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную. Это могут быть роли шофера автобуса и пассажира. Дальше воспитатель может ввести новую сюжетную ситуацию, требующую появление нового персонажа, и меняет свою роль. Например, кончился бензин, я - бензозаправщик.

В подготовительной группе в игре детей четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру детей увеличивается до 5-7. По ходу игры педагог может давать детям советы, привлекать внимание играющих к той или другой стороне игры. В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Это высший уровень развития игры, когда дети действуют осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнерами по игре.

Игра- самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров. Именно в этом столкновении, под влиянием работы воспитателя складывается личность ребенка, формируется детский коллектив.

Рекомендации для воспитателей.

1. Воспитателю необходимо выяснить, во что любит играть каждый ребенок, кто из детей умеет играть вместе.

2. Необходимо создавать условия для индивидуальных игр. С этой целью воспитатель должен сам играть с детьми.

3. Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.

4. С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа. Ребенок не решается принять участие в коллективной игре, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить.

5. Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми.

Виды сюжетно-ролевых игр.

1. Игры на бытовые сюжеты : в” дом” ,” семью”, “праздники”, “дни рождения”.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей:” школа”,” магазин”,” библиотека”,” парикмахерская”,” больница”.

3. Игры на героико-патриотические темы:” герои войны”,” космические полеты”.

4. Игры на темы литературных произведений, кино: в” моряков”,” летчиков”.

5.” Режиссерские” игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Методика проведения сюжетно-ролевых игр.

1. Выбор игры.

Определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфические функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

2. Педагогическая разработка плана игры.

Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

4. Создание воображаемой ситуации: наделить окружающие предметы переносными значениями (стулья-поезд, бревно-корабль).

5. Распределение ролей.

6. Начало игры.

7. Сохранение игровой ситуации: употреблять условную игровую терминологию (в военных играх - четкость команд, требовать ответное” Есть товарищ командир “).

8. Завершение игры.

Игра всегда рассчитана на определенный промежуток времени. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.

Сюжетно – ролевые игры.

Младшая группа

1.” Детский сад”. 6. “Поезд”.

2.” Угощение” 7. “Поездка”

3.” Семья”. 8.” У врача”

4 .”Куклы”. 9. “Строители”

5. “Шоферы”. 10. “Лиса ”

11.“Медвежата”.

12. “Кошка”.

13. “Лошадка”.

Средняя группа

1.” Семья” 6. “Магазин ”.

2.” Большая стирка” 7. “Летчики”

3.” Автобус ”. 8.” Рыбаки”

4 .”Шофёры ”. 9. “Театр”

5. “Куклы”.

Старшая группа

1.” Детский сад ” 6. “ Российская армия ”.

2.” .” Семья ” 7. “ Строительство ”

3.” Школа ”. 8.” Поликлиника ”

4 .” Путешествие ”. 9. “ Парикмахерская ”

5. “ Летчики ”. 10. “ Зоопарк ”

Подготовительная группа

1.” Гости ” 6. ” Улица ”.

2.” День рождения ” 7. “ Магазин ”

3.” Волшебники ”. 8.” Почта ”

4 .” В лесу ”. 9. “ Школа ”

5. “ Путешествие по реке ”.10. “ Ателье ”

11. “ Библиотека ”.

12. “ Завод ”.

13. “ Пограничники ”.

14. .” Космонавты”.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автошкола» Цель: продолжать знакомство детей с правилами дорожного движения, умениям различать дорожные знаки. Задачи: - Учить избегать опасных ситуаций.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника». Задачи: 1. Учить создавать игровую.

Проект сюжетно-ролевой игры «МЧС» ПРОЕКТ сюжетно-ролевой игры «МЧС» Цели: Продолжить знакомить детей со службами спасения «01», «02», «03» и правилами поведения при экстремальных.

Витрина для сюжетно-ролевой игры «Магазин»Витрина для сюжетно-ролевой игры «Магазин» Купили в группу новую игровую мебель. Заметили,что наш магазин, чем бы его не заполняли, на фоне стены смотрится пустоватым. Выход - витрина.

Воспитательное значение народных игр В настоящее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые.

Этапы сюжетно-ролевой игрыЭтапы сюжетно-ролевой игры Игра-отражение жизни. Здесь всё как будто понарошку, но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего,.

Зимняя прогулка — ее воспитательное и оздоровительное значение. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится (И. Суриков) Во время прогулки дошкольник знакомится с временами.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возрастаЗначение сюжетно-ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основное.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк»Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - Детский сад №221» г. Пермь. Воспитатель: Антонова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательное значение сюжетно–ролевой игры
Опубликовано: 1 марта 2017 в 20:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД