Инга Ганюк
Индивидуальный воспитательный план работы с проблемным ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательный план действий с проблемным ребёнком
(Денис, 5 лет 4 месяца)
Составила:
педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детского сада № 12 «Золотая рыбка»
Ганюк Инга Юрьевна
Шаг 1. Наблюдение и описание поведения проблемного ребенка
дни недели место, время частота поведения конкретные действия ребенка
Понедельник Приемная группы «Рябинушка». Утро. Каждое утро Привлекает внимание детей, взрослых принесенной из дома игрушкой. Демонстрируя игрушку, гримасничает, показывает язык, громко смеется без причины, прыгает, употребление матерной речи
Публикация «Индивидуальный воспитательный план работы с проблемным ребёнком» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Вторник Столовая, завтрак После приема пищи ребенок начинает привлекать внимание окружающих (такое поведение ребенок проявляет после завтрака, обеда, полдника, ужина в течение всей недели (ритуал) Хаотично передвигается по столовой; не реагирует на замечания взрослых; гримасничает, ползает под столами, ругается нецензурными словами, тем самым отвлекает детей от приема пищи и привлекает к себе внимание.
Среда Групповая комната. Организованная деятельность (музыкальное, физкультурное занятия и т. п.) В зависимости от личности ребенка в конструировании, рисовании и пр. деятельности Если ребенка не заинтересовал вид деятельности, ребенок начинает привлекать к себе внимание: выкрикивает каламбур слов, паясничает, гримасничает, прыгает, убегает в спальную комнату, прячась под кровать. На замечания взрослых не реагирует (отталкивает, мотает головой, кричит)
Четверг Прогулка (первая и вторая половина дня, игровая площадка На прогулке ребенок привлекает внимание определенных детей (которые ему подражают, слушают) для совместных игр, для достижения своей цели. Если такие дети не пришли в детский сад, ребенок более спокоен в своем поведении, присоединяется к играм более спокойных детей Ребенок не участвует в совместных играх со взрослыми, придумывает свои игры, привлекает других детей к играм. Игры – бесконтрольный (бежит, расталкивает, хаотичный бег, толкание детей, убегание за территорию детского сада (неоднократно)
Пятница Спальная комната. Время дневного сна. В зависимости от активности ребенка. В понедельник (после выходных) не спит; во вторник – не спит; среда – ребенок засыпает (не без участия воспитателя – сидение рядом с ребенком на кровати, индивидуальное чтение сказок, длительное поглаживание); четверг – может уснуть, а может и нет (чтение книги, поглаживание); пятница – снижение активности ребенка, ребенок может самостоятельно заснуть (вялый, уставший) Привлекает внимание детей, взрослых тем, что прыгает на кровати, громкими возгласами, пением песен, мотанием головы, нецензурной (матерной) речью. При укладывании спать неадекватно реагирует на замечание взрослых ; использует матерную речь, также использует физическую силу по отношению к взрослым (может стукнуть, толкнуть)
Шаг 3. Техника экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины
дни недели место, время частота поведения конкретные действия ребенка
Понедельник Приемная группы «Рябинушка». Утро. «Быстрое воздействие»
Подход «руки прочь». В момент наиболее настойчивого привлечения к себе детей, воспитатель пытается разъяснить ребенку элементарные навыки общения. Например: «Денис, пусть Илюша разденется, а потом в игровой комнате вместе со всеми ребятами рассмотрите игрушки», «Давай спрячем игрушку в твою кабинку, а когда соберутся все дети, мы покажем твою игрушку, она будет сюрпризом». У ребенка появляется желание раздеться и после демонстрировать свою игрушку в группе. Педагог дает ребенку возможность управлять своим поведением, контролировать себя и принимать решения.
Вторник Столовая, завтрак, обед и тд. Подход «твердой руки». Методы воздействия – угрозы, шантаж: «Пойдем в младшую группу учиться правилам поведения за столом», «Останешься один завтракать в столовой» (ребенок боится одиночества)
Среда Групповая комната. Организованная деятельность (музыкальное, физкультурное занятия и т. п.) Подход «возьмемся за руки». Создание проблемной ситуации, дать ребенку возможность решить ситуацию на выбор. Например: разнообразный материал для самостоятельного выбора решения проблемы. при этом помогал в выполнении работы. После выполнения задания воспитатель хвалит ребенка и предлагает показать сверстникам свое достижение, тем самым педагог выстраивает позитивное взаимоотношение с проблемным ребенком и с детьми, повышает их самоуважение.
Четверг Прогулка (первая половина дня, вторая половина дня, игровая площадка Подход «твердой руки». Методы воздействия – угрозы и шантаж: «Если ты, Денис, убежишь с прогулочной площадки, мы вызовем милицию» и т. п. Манипуляция ребенком ради его блага.
Пятница Спальная комната. Время дневного сна. Подход «возьмемся за руки». Воспитатель берет роль ненавязчивого лидера (чтение художественной литературы, теплые прикосновения, поглаживание, обнимание и т. п.) подталкивает ребенка к необходимости осознания выбора (тихо лежать в кровати и не спать или после определенного времени заснуть)
Шаг 4. Стратегия поддержки для формирования самоуважения
дни недели место, время стратегии воспитательного воздействия
Понедельник Приемная группы «Рябинушка» Утро. Стратегия «Отвлеките ребенка». Педагог задает вопросы во время раздевания: «Денис, кого (что) ты видел по пути в детский садик? Стояли ли машины около дома, детского сада? Какого цвета? Какая модель?» (ребенок интересуется машинами). «Чем занимался вечером дома?» и т. п.
Вторник Столовая. Завтрак, обед и т. п Стратегия «Обращение внимание детей на примеры хорошего поведения». На примере поведения рядом сидящего ребенка: «Сможешь ли ты, Денис, сидеть за столом так же спокойно, как Дамир?», «Сможешь ли также посидеть хорошо за столом 3 минуты?», «Посмотрим кто из вас победит».
Среда Групповая комната. Организованная деятельность Стратегия «Делайте неожиданности». Воспитатель действует неожиданно: изменяет голос (говорит высоки или низким голосом, использует танцевальные движения, тем самым отвлекает ребенка от «своей игры». Проявив «плохое» поведение на занятиях, в играх ребенка приглашают отдохнуть на «стуле хорошего поведения», где иногда ребенок осознает свое поведение (просит прощения). «Денис, сядь, пожалуйста, на стул «хорошего поведения», отдохни». Педагог выражает уважение, поддержку в тех случаях, когда он отличился в той или иной ситуации. «Денис, давая отпор ребенку в споре, драке, защищает свою игрушку» - воспитатель на нотках уважения, не наказывая его за «плохое» поведение, а проводит беседу о самоуважении, самоценности (например, «Ты, Денис, настойчивый и упорный, а Виталя - упорный и справедливый, но вы хорошие замечательные дети»)
Четверг Прогулка. Первая и вторая половина дня. Игровая площадка. Стратегия «Меняйте детей местами». Воспитатель отвлекает ребенка с «плохим» поведением от других детей (зрители, занимая его индивидуальными вопросами, беседой, играми. Например: «Денис, будь так любезен, расскажи мне о свойствах снега.», «Давай я и ты поиграем в игру «Найди клад».
Пятница Спальная комната. Время дневного сна. Стратегия «Обращение внимания детей на примеры хорошего поведения». Не говоря ребенку о его «плохом» поведении, а уделяя внимание другому ребенку, который сидит рядом и ведет себя хорошо, тем самым подчеркиваем, что хорошее, а не «плохое» поведение заслуживает внимание. Например, «Мне нравится, что Антон ложится спать самым первым и засыпает самым первым, потому что он хочет быть здоровым как папа, ведь во сне дети растут», «Денис, ты можешь мне показать как можно быстро лечь и уснуть, а после сна мы измерим на сколько ты вырос». После сна воспитатель с уважением использует принцип «здесь и теперь». Например, «Денис, как хорошо, что ты сегодня так быстро уснул», «Денис, я думаю и знаю, что ты теперь постараешься ложиться и засыпать первым»
Шаг 5. Способы привлечения родителей к профилактике и коррекции нарушений самости
№ Стратегии
1 Ежедневная информация для родителей: рубрика в газете «Уголок дисциплины» в которой описываем каждодневное поведение ребенка; темные цвета обозначающего символа указывает на «плохое» поведение ребенка в течение дня.
Стенд «Звезда недели»: раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Стенд «Мы сегодня»: рассказы о детях. Такое сообщение дает родителям возможность проявить свою заинтересованность, а ребенку отвечать на конкретные вопросы легко и быстро, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.
В раздевалке на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветок достижений» - стимулирует деятельность ребенка, способствует установлению контактов между детьми. Позитивная информация для взрослых и детей – установление взаимопонимания между ними.
2 Родительские собрания:
«Психическое развитие детей дошкольного возраста (4-5 лет)»
«Его величество темперамент». Психологический практикум для родителей.
«Ребенок…и как заставить его слушаться?». На примерах из жизни дошколят педагоги родители анализируют ситуации.
3 Пр возникновении вопросов по воспитанию и развитию детей родители могут обратиться в библиотеку педагога-психолога, в наличии которой имеется психологическая, психолого-педагогическая литература, видеокассеты, картотека игр (релаксационные, рисуночные и т. п.)
4 Индивидуальные работы: родитель-ребенок, родитель-воспитатель.
Ребенок находится в определенной ситуации, родитель должен ее решить, при затруднении – обращение к воспитателю, педагогу-психологу. Например, дома во время ужина ребенка начинает демонстрировать свое «плохое» поведение. Как вы будете реагировать?
Во время прогулки ребенок убегает далеко от родителей? Как вы объясните ребенку, что так вести себя нельзя? Как поступите?
Сопоставить решение ситуации дома, в детском саду.
5 Наблюдаем и описываем поведение проблемных детей.
6 Знакомим родителей с описанием поведения проблемных детей. Предлагаем «Воспитательный план действий»
7 Определяем мотив нарушения дисциплины.
8 Обсуждение техники педагогического вмешательства
9 Обсуждение стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его самоуважения.
10 Тренинг для родителей
11 Предлагаем родителям составить «Домашний план действий», пометить время и место следующей встречи
12 Родительско - воспитательская конференция. Сопоставить «Воспитательный план действий педагога и «Воспитательный план действий» родителей, обсудить.