Любовь Панова
Возможности логопедических занятий в укреплении здоровья детей-логопатов
▼ Скачать + Заказать документы
Панова Любовь Сергеевна
учитель-логопед
МОУ СОШ № 24 Дошкольное отделение «Ласточка»,
Г. о. Подольск, Московская область
Статья
Возможности логопедических занятий в укреплении здоровья детей-логопатов.
В. А. Сухомлинский, пожалуй, первым из известных педагогов-практиков обратил внимание на тесную связь состояния здоровья и успешности в обучении. Им была разработана своя система педагогических мер для решения проблемы детского здоровья. В настоящее время зафиксировано изменение роли образования и здоровья в обществе. Повышение уровня образованности и социальной успешности личности неразрывно связанно со здоровьем человека.
Публикация «Возможности логопедических занятий в укреплении здоровья детей-логопатов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В последние годы становится всё больше детей, у которых наблюдаются:
- нарушения слухоречевой памяти и внимания;
- артикуляционной, общей и мелкой моторики;
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления;
- нарушения пространственной и временной ориентировки;
- повышенная утомляемость, быстрая истощаемость;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- несформированность целенаправленных действий.
В связи с этими данными можно обозначить цели работы на логопедических занятиях:
- сохранение здоровья детей;
- максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.
Основные задачи:
- обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;
- скорректировать нарушения высших психических функций;
- скорректировать речевые процессы.
Приёмы и методы здоровьесбережения:
1. Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
- психо-гимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
- тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний,
- релаксационные упражнения,
- создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях я развиваю у них способность к переключению. После эмоционального вида занятия – релаксационная минутка.
Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
2. Использование компенсаторных возможностей организма.
И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
Положительный результат логопедической работы достигается при опоре на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания). В основе коррекционной работы лежит опора на сохранное звено функции.
3. Развитие мелкой моторики занимают значительное место на логопедических занятиях.
Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
4. Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) позволяет снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствует развитию зрительно-моторной координации, является профилактикой миопии.
В своей работе применяю гимнастику для глаз по методике Аветисова Сергея Эдуардовича.
Данная методика пригодна как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления нарушенного зрения. Очень полезна для детей школьного возраста.
Методика состоит из трех групп упражнений.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости).
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
Аккомодация глаза - способность глаза приноравливаться к различным расстояниям, основывается на способности хрусталика изменять свою кривизну; чем ближе предмет, тем выпуклее должен сделаться хрусталик, чтобы на сетчатке получилось ясное изображение предмета.
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.
5. Артикуляционная гимнастика
Для восстановления иннервации органов артикуляционного аппарата применяю логопедический массаж и обучаю детей самомассажу.
Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
6. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях – это уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для развития речевого дыхания отрабатывается спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох.
Т. к. оптимальным типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются, то на логопедических занятиях отрабатывается:
- формирование диафрагмально – нижнереберного сильного продолжительного выдоха;
- организация речи на выдохе;
- дифференциация ротового и носового дыхания.
7. Динамические паузы в сочетании с речевым материалом, физминутки.
Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т. д.
На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается.
В процессе коррекционной работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе, и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.
8. Релаксация
Релаксация – это метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.