Наталия Шестерикова
Возрастные особенности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети перешли рубеж трёхлетнего возраста,и можно сказать,уже сформировались как личности.
Средний возраст или середина дошкольного возраста классифицируется современной педагогической наукой как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Четырёхлетний ребёнок переходит из пассивного слушателя в активного участника,сочувствующего,удивляющегося,переживающего не только за героев сказок,рассказов,но и за своих товарищей,взрослых.
В этом возрасте происходят физиологические процессы,которые повышают эмоциональность и активность ребёнка.
Публикация «Возрастные особенности детей 4–5 лет» размещена в разделах
У него появляются физиологические потребности в знаниях всего,что его окружает.
Поэтому,родители не должны оставлять без внимания детские вопросы,нелепые с точки зрения взрослых. Умейте ответить так,чтобы удовлетворить интерес ребёнка и в то же время вызвать потребность дальнейшего познания.
Часто детей этого возраста называют «Почемучками».
Важно на этом жизненном этапе ребёнка уделять особое внимание формирование общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованость, самостоятельность,ответственность,которые необходимы для успешной учебной деятельности в школе,и в дальнейшей жизни. Не забывайте,что огромное значение
для умственного развития ребёнка имеет его самостоятельная деятельность.
В этом возрасте возрастает объём памяти,дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание:они способны принять задачу на запоминание,помнят поручения взрослых;могут выучить небольшое стихотворение. Словарный запас достаточно разнообразен и объёмен.
В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предме- том активности. Дети удачно имитируют голоса животных,интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Продолжает развиваться воображение,формируются такие особенности,как ориги- нальность и произвольность.
Восприятие,воображение,память,внимание ребёнка,всё это развивается в играх,на
занятиях,при выполнении трудовых поручений.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. развивается ловкость,координация движений. Дети этого возраста
лучше удерживают равновесие,перешагивают через небольшие предметы.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку:величина, цвет,выделять такие параметры,как высота,ширина и длина. Совершенствуется ори-ентация в пространстве.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и более детализированным.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия
начинают выполняться не ради них самих,а ради смысла игры. Происходит разделе-
ние игровых и реальных взаимодействий детей.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредото- ченная деятельность в течении 15-20 минут.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы кон-
кретной ситуации,в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познаватель- ный мотив.
Для детей этого возраста характерна потребность в похвале со стороны взрослого.
Это приводит их к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость
представляет собой возрастной феномен.
В группе начинают выделяться лидеры. Появляются партнёры в игре. Происходит дальнейшее развитие образа «Я» ребёнка,его детализация.
Исходя из возрастных возможностей детей этого возраста,строится режим дня и
учебная деятельность. Как уже ранее говорилось,ребёнку доступно сосредоточиться
на каком-либо виде деятельности не более 15-20 минут.
Чему мы должны научиться за этот год
Развитие речи:работаем над составлением рассказов по сюжетным картинам;
учимся описывать игрушки;драматизировать отрывки из знакомых произведений.
Учим рассказывать невероятные истории,что является следствием бурного развития фантазии. Закрепляем правильное произношение гласных и согласных звуков. Раз-
виваем фонематический слух:учим различать на слух слова,начинающиеся на определённый звук.
ФЭМП:Учим считать до 5 на основе наглядности,пользоваться правильными приёмами счёта,называть числительные по порядку,соотносить цифру и количество
предметов. Сравнивать две группы предметов,раскладывая их в возрастающем по рядке по длине и высоте. Различать и называть геометрические фигуры:треугольник,
круг,шар,куб,овал,знакомим с новой геометрической фигурой-прямоугольник. Определять части суток:утро,день,вечер,ночь. ,их характерные особенности,последовательность.
Художественное творчество/ аппликация:учим правильно держать ножницы,резать ими по прямой,по диагонали,вырезать круг из квадрата.
Учим проявлять интерес к предметам и явлениям,которые ребёнок не имел возможности видеть,с удовольствием рассказывать о семье,семейном быте,традициях,активно участвовать в мероприятиях,готовящихся в детском саду.
Продолжаем знакомить детей с основами безопасности собственной жизнедеятельности в детском саду, а именно: с правилами поведения в детском саду:ходьба по лестнице,открывать и закрывать двери,перемещаться в помещении спокойным шагом. Формируем навыки безопасного поведения в подвижных играх и при использовании спортивного инвентаря,говорим о правилах безопасного движения.