Ирина Амосова
Конспект занятия «Времена года. Краски зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с зимними пейзажами на примере художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности.
2. Развивать у детей художественное восприятие, эстетические способности, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения.
3. На примере анализа языковых средств (форма, ритм, цвет, композиционное решение) познакомить со способами выделения художником главного смыслового центра произведения и его образными особенностями. Поощрять высказывание детьми собственных предпочтений и ассоциаций.
Публикация «Конспект занятия „Времена года, Краски зимы“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
4. Активизировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, настроение картины, краски зимы; тёплые, холодные цвета, оттенки зимы.
5. Развивать у детей творчество в изобразительной деятельности, умение рисовать новыми способами, добиваться положительного результата.
6. Вызвать интерес на занятии и хорошее настроение.
Ресурсы
Визуальный ряд картин:
И. Шишкин - "Зима"
И. Грабарь - "Роскошный иней", "Февральская лазурь"
Пластов - "Первый снег"
Юон - "Волшебница зима"
Кустодиев - "Масленица"
Волшебная кисточка, султанчики (по 2шт на каждого, аудиозапись П. И. Чайковского "Времена Года" :"Декабрь", "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик"; мольберт, листы бумаги, краски (гуашь синего цвета, губки (на каждого ребёнка, тарелочки для краски.
Ход занятия:
I часть.
- Здравствуйте, ребята! Я художник, я пришла к вам в гости!
- Хотите попасть в сказку?
("Художник" взмахивает волшебной кисточкой)
- Раз- два- три, сказка - оживи!
Звучит музыка П. И. Чайковского "Танец феи Драже"
- Куда это мы попали?
(ответы детей)
- Мы с вами на выставке картин "Времена года".
- А какое сейчас время года?
(зима)
- Какая бывает зима?
(снежная, холодная, морозная, суровая)
- Взгляните на картины, художники всегда восхищались красотой этого времени года, часто сравнивали зиму со сказкой (говорили "Сказочная зима", замечали
" Волшебство снега", любовались "Сказочными узорами на окнах").
(дети рассматривают выставку картин)
- Подойдите к той картине, которая вам понравилась.
- Почему она понравилась?
- Чем?
Возьмём их с собой?
(дети выбирают картины, их размещают на мольберте, или на мониторе).
II часть.
(дети сидят полукругом около мольберта (монитора).
- Какие цвета можно назвать "зимними"?
- Какого цвета бывает снег?
(ответы детей)
- Какие краски использовали художники, изображая снег?
(Серые, голубые, розовые, синие, желтые, белые)
(вечер, тень - используются голубые и синие оттенки белого, ночь - фиолетовые, солнечный день - жёлтые, серые и т. д.)
(дети по очереди рассказывают о понравившейся картине)
- Какую зиму изобразил художник?
- Что заинтересовало художника как ты думаешь? (солнце, красивые дома, лес, занятия людей, тени на снегу).
- Какая зима на картине? Тёплая или суровая?
Гимнастика для глаз.
- Перед нами зимний лес (смотрят вправо - влево)
В нём много сказок и чудес (выполняют круговые движения глазами)
Слева сосны, справа - ели (выполняют движения глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук (выполняют движения глазами вверх-вниз)
Глазки ты закрой - открой и скорей беги домой
(закрывают, открывают, моргают)
- В каком уголке картины, вы хотели бы очутиться?
- Почему?
(дети рассказывают о своих впечатлениях)
- Нравится ли изображение? (ответы детей).
- Чем?
- О чём хотел рассказать художник?
- Почему картина называется именно так?
- Какое название ты бы сам придумал?
(сравнить с авторским вариантом)
- Какое настроение в этой картине?
(ответы детей).
-Представьте, что мы с вами попали в картину "Волшебница зима ".
(воспитатель взмахивает " волшебной палочкой").
- Что бы вы сделали?
Ответы детей (покатались на санках, лошадках, санях, зашли в гости и т. д.)
В процессе рассматривания дети " входят " в понравившуюся им картину.
(рассматривается несколько контрастных художественных произведений по настроению; дети объясняют свои ощущения, комментарии, выделяют яркие пятна в изображении)
Воспитатель вставляет художественное слово в процессе рассматривания.
Физминутка
- Наша волшебная кисточка поможет перенестись в сказочный, зимний лес.
(дети берут "султанчики-снежок". Звучит музыка П. И. Чайковского "Декабрь"). Дети "превращаются" в ветерок, лёгкий снежок, кружатся, мягко "ложатся" на землю.
III часть. Рисование: "Узоры на окнах".
- Вы тоже превратитесь в художников и увидите волшебство зимы.
- Закрасьте губкой страничку и зимняя сказка оживёт.
(дети закрашивают губкой "окно" нарисованное на бумаге)
- Что это?
" Узоры на окнах".
IV часть.
- Какие краски можно назвать "зимними"?
- Какое настроение бывает у зимы?
- А у вас сейчас?
- Какие образы запомнились вам больше всего?
(дети перечисляют понравившиеся им картины).
Стихи к занятию:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
***
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тиха
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
***
Мороз под звездочками светлыми
По лугу белому, по лесу ли
Идет, поигрывая ветками,
Снежком поскрипывая весело.
И все под елками похаживает,
И все за елками ухаживает.
***
Скоро выпадет снежок
-зимы-матушки сынок,
землю всю собой накроет,
ветер вьюгою завоет.
Будем с горки мы кататься
-на салазках быстро мчаться,
бабу снежную лепить,
дома чай с вареньем пить.
С папой лыжи как достанем
и на них мы ездить станем,
это так ведь интересно,
да к тому же и полезно.
С мамой на каток пойдём,
бабушку с собой возьмём
и начнём на льду кружиться,
веселиться и резвиться.
А с друзьями во дворе
крепость слепим на горе,
дедушка поможет нам
-был строителем он сам.
***
Сколько нам забав зимою,
Санки я возьму с собою.
И с ребятами с горы,
Покататься любим мы.
Лыжи, санки и коньки,
И снежки, снеговики.
А в сугробе возле сквера
Получился дом-пещера.
Покраснели щёки, нос,
Но не страшен мне мороз.