Татьяна Широкова
Временные представления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особую актуальность приобретает решение проблемы, связанной с развитием временных представлений у дошкольников. Одним из таких средств их развития является моделирование. Именно с помощью моделей ребенок раскрывает область особых отношений моделей и оригинала, связанного и с развитием временных представлений.
Система работы с детьми дошкольного возраста по ориентировке во времени, базируется на следующих принципах: научность, системность, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, доступность используемых методов и предлагаемого детям материала, его регулярность и повторяемость; концентричность изложения материала; создание условий для переноса сформированных умений и знаний в новые ситуации; игровая форма обучения; чередование наглядно-практических и словесно-логических методов обучения и видов детской деятельности; вариативность и разнообразие используемых форм обучения и технологий.
Публикация «Временные представления дошкольников» размещена в разделах
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Все меры времени (сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности в процессе занятий, с опорой на наглядные пособия, словесный материал (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы, дидактические игры и упражнения.
Знания о времени и умение практически различать и называть время необходимо проводить систематически. Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов: завтра, сегодня, вчера, сутки, утро, день, вечер, ночь, неделя, месяц, год. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
С детьми дошкольного возраста используются плоскостные и объемные модели. При этом на начальном этапе формирования представлений временных отношений применяются плоскостные модели и в старшем дошкольном возрасте воспитателем применяются объемные модели. Использование того или иного типа моделей определяются психологическими особенностями детей, имеющими те или иные виды нарушений.
Работа по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста носит ознакомительный характер, но она является основой для формирования знаний, которые получит ребенок о времени на следующих этапах обучения.
Рекомендации по развитию чувства времени у дошкольников :
1. Общаясь с ребёнком, старайтесь не употреблять отрицательные характеристики взаимоотношений со временем : «Опять потерял много времени», «Ты снова упустил время», «Как всегда, тебе не хватает времени», «Не можешь дружить со временем», «Не умеешь ценит время», «Ты не дорожишь временем», «Вечно тянешь время».
2. Чувство времени необходимо отрабатывать, как бросок мяча в корзину, секундомер – это всего лишь этап для понимания физического времени, точность- это чувство времени.
3. Объясните ребёнку, что, научившись употреблять своим временем, он станет его хозяином, а значит, и хозяином совей жизни.
4. Научите детей прислушиваться к своему хронометру и доверять ему.
5. Помните, что опоздания, не выполнение заданий детьми - это предупреждение для педагога и родителей о том, что ребёнок не принимает создавшуюся ситуацию и просит взрослых её изменить.