Людмила Мысина
Выполнение требований ФГОС к условиям реализации ООП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Ведь в дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего развития ребенка. От того как проживет ребенок дошкольное детство, будет зависеть его жизнь в дальнейшем. По мнению руководителя рабочей группы (СЛАЙД №2) по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку». Логика Стандарта – это приобщение ребенка к миру культуры, к миру общения, к миру природы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает целый ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Это требования к содержанию этой программы, к ее структуре, к условиям ее реализации и срокам ее выполнения.
Публикация «Выполнение требований ФГОС к условиям реализации ООП ДО» размещена в разделах
Особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
(СЛАЙД №3) Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования можно подразделить на требования психолого-педагогического характера, кадровые, финансовые, материально – технические требования и требования к развивающей предметно – пространственной среде.
(СЛАЙД №4) Психолого - педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в нашем ДОУ являются одним из важнейших условий.
При реализации образовательной программы педагоги ДОУ используют только те методы работы с детьми, которые соответствуют их индивидуальным, психологическим, возрастным особенностям.
Воспитатели ДОУ предоставляют детям возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Педагоги стараются поддерживать в детском коллективе дружескую, доброжелательную атмосферу. Учат детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности.
У педагогических работников, реализующих Программу ДОУ, сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников. В группах ДОУ воспитатели создают условия для принятия детьми различных решений, выражения своих чувств и мыслей, при этом педагоги могут оказать детям помощь, поддержать детскую инициативу в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Педагоги ДОУ тесно взаимодействуют с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, вовлекая их в образовательную деятельность как равноправных и равноответственных партнеров. Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой заключается в создании особой формы общения "доверительный деловой контакт". (СЛАЙД №5) Очень нравится родителям такая форма взаимодействия, как мастер- класс. Родители вместе со своими детьми учатся практическим навыкам рисования, ручного труда, оздоровительных мероприятий.
(СЛАЙД №6) Но и мы не упускаем возможности поучиться у родителей. Постоянно организуем персональные выставки талантливых родителей. Это повышает статус семьи, активизирует других родителей. А самое главное, как гордятся своей семьей дети!
(СЛАЙД №7) Наши родители с большим желанием участвуют в досугах и развлечениях, потому что они ни когда не бывают пассивными зрителями. Мы их привлекаем к исполнению разнообразных ролей в утренниках и детских спектаклях. Традиционными стали спортивные мероприятия «Папа может!» и «Мамочка и я, в спорте мы друзья!».
Хочется остановиться на участии родителей в проектной деятельности. Каждый год дети вместе с родителями участвуют в исследовательских проектах. Семьи под руководством педагогов групп, проводят опыты, составляют презентации. В этом году итогом такой работы стала получение саженцев кипарисов.
Кадровые условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными работниками. В условиях введения ФГОС ДО, особенно актуальными стали вопросы повышения профессиональной компетенции педагогов. (СЛАЙД №8) В связи с этим был разработан план – график поэтапного повышения квалификации и курсов переподготовки педагогов ДОО. Показатель прохождения курсовой подготовки: 2014г – 47%, 2015г. – 58%, 2016г. – 100%.
На 01.06.2016 первую квалификационную категорию имеют 22 педагога, высшую – 2 педагога, 4 педагога аттестации не подлежат (стаж работы в учреждении менее 2 лет, выход после декретного отпуска).
В 2015 году 5 педагогов прошли профессиональную переподготовку.
(СЛАЙД №9) Педагоги ДОУ принимали активное участие в профессиональных конкурсах:
2015году инструктор по плаванию Мальцева А. А. и инструктор по физической культуре Станкевич Т. В. приняли участие в районном конкурсе методических разработок для воспитателей ДОУ «Страна здоровья» и заняли 2 место в номинации «Проект».
2016году 2 педагога (Луценко Л. Н., Кочеткова О. С.) участвовали в конкурсе методических материалов эколого-биологической направленности и заняли 1 место.
4 воспитателя получили сертификат участника областного педагогического конкурса педагогов ДОО по теме: «Разработка образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию детей дошкольного возраста на основе деятельностного подхода».
Профессиональная компетентность педагогов повышается также посредством внутренней системы обучения.
Финансовые, материально – технические требования к реализации основной образовательной программы дошкольного образования
В учреждении созданы определённые материально-технические условия реализации стандарта : это требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В рамках требований к материально-техническому обеспечению Программы приобретено: (СЛАЙД №10, 11)
- оборудование для организации образовательного процесса: ноутбук, принтер.
- приобретен современный уголок по ПДД «Советы Светофорика»;
- в логопедические группы 2 световых стола для рисования песком;
- в сенсорную комнату «Волшебный шатер»;
- стойки для горшков
- танцевальные костюмы;
- 2 офисных кресла, 2 стола; (фото №8)
(СЛАЙД №12) - приобретено спортивное оборудование для бассейна;
(СЛАЙД №13) - сенсорный интерактивный стол, который позволил по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Использование ИС в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
(СЛАЙД №14) - В спортивный зал установлен телевизор. С использованием средств ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: дети, родители, педагоги, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности — личной заинтересованности каждого воспитанника в укреплении своего здоровья.
На территории ДОУ имеются: (СЛАЙД №15)
-площадки для проведения физкультурных занятий на воздухе и спортивных игр;
-площадка по ПДД;
(СЛАЙД №16) -хорошо оборудованные участки и теневые навесы для каждой возрастной группы.
Требования к развивающей предметно – пространственной среде.
Стандарт определяет требования к развивающей предметно-пространственной среде, она должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая среда в ДОУ дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Вся предметно-пространственная среда соответствует установленным правилам пожарной безопасности и требованиям СанПин. Нами создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. (СЛАЙД №17) Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек. Периодически она изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, и на развитие их индивидуальных способностей.
Подводя итоги вышеизложенного можно сделать вывод, что все требования к реализации основной образовательной программе дошкольного образования соответствуют ФГОС ДО и выполняются в полном объеме.
Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. (СЛАЙД №18)