Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС

Янина Солодихина
Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»

Подразделение дошкольного образования

Консультация для воспитателей

«Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста

в свете требований ФГОС»

(текст к презентации)

Подготовила старший воспитатель

высшей квалификационной категории –

Солодихина Я. В.

1-2). В 2013 году в свет вышел документ, который регламентирует деятельность дошкольных образовательных организаций – это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО - это документ требований, предъявляемых к содержанию образовательной деятельности, к условиям реализации образовательной деятельности и к результатам деятельности. Сегодня мы рассмотрим требования, предъявляемые к содержанию образовательной деятельности дошкольников.

3). В педагогической науке существует две системы взаимодействия взрослого и ребенка, две системы передачи знаний – учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная.

Учебно-дисциплинарная модель предполагает авторитарный стиль руководства (давление, превосходство над другими, и как основную форму работы с детьми – занятие по принципу классно-урочной системы. Центральная фигура всей этой системы – учитель.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия предполагает демократический стиль руководства (общение на равных, уважение личности другого человека, и как основную форму обучения – детская деятельность. Здесь центральной фигурой системы является ребенок. Эти две системы мы сегодня и будем рассматривать и сравнивать. Но сравнивать будем по определенным критериям.

Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослого и ребенка Личностно-ориентированная модель

взаимодействия взрослого и

ребенка

Задача – формирование ЗУН

Задача: развитие психических способностей,

индивидуальности, обеспечение психологической защищенности. Здесь ЗУНы рассматриваются, как средство полноценного развития.

- методы: наставление, требование, запрет, угроза, наказание

- методы: сотрудничество при взаимодействии, создание таких педагогических ситуаций, которые требуют от ребенка интеллектуальной и нравственной активности

- тактика общения: руководство и контроль

- тактика общения: принятие и понимание личности ребенка (умение взрослого встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его мнение, чувства, эмоции)

- результат: подчинение, отсутствие самостоятельности.

Личность педагога является более значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Ребенок находится в подчиненном положении.

- результат: свобода мышления, ребенок чувствует себя эмоционально-защищенным.

Поведение ребенка: положительное отношение к тому, что говорит взрослый, высказывание собственного мнения, обращение за помощью

4). Содержание образовательной деятельности:

Учебная модель. В данном случае образовательный процесс представляет собой сумму изолированных учебных предметов, каждый из которых имеет свою логику построения. Все эти предметы хорошо нам знакомы: развитие речи, математика, ознакомление с окружающим миром, рисование… посмотрите, из этой системы выпадает самый главный компонент, элемент, в котором и происходит личностное и психологическое развитие ребенка – дошкольника – игра!

Почему так произошло. Когда в 60-е годы прошлого столетия в детском саду были введены обязательные обучающие занятия, за основу была взята классно-урочная система. Эту систему просто автоматически перенесли на обучение дошкольников.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка. Ее содержание составляют различные виды детской деятельности (как называет Н. А. Короткова «культурные практики»): игровая деятельность, познавательно-исследовательская, продуктивная, трудовая, двигательная, музыкальная, коммуникативная практика.

5). Основная цель образовательной деятельности.

У разных систем и конечная цель должна быть разная.

Учебная модель – научение, приобретение детьми ЗУН (ребенок должен уметь. знать).

Личностно-ориентированная модель – развитие общих познавательных способностей, психических и личностных качеств ребенка (активности, инициативы, самостоятельности, развитие способности к планированию собственной деятельности).

6). Следующий критерий, который поможет понять разницу в организации образовательного процесса – статус взрослого.

Какой стиль поведения должен быть у взрослого по отношению к маленькому ребенку.

Учебная модель – предполагает авторитарный стиль руководства (превосходство над другими, при этом взрослый занимает позицию «учителя», когда инициатива и руководство деятельностью всецело принадлежит взрослому. Учитель – это руководитель, регламентатор, он непосредственно не включен в деятельность, дает задания и контролирует его выполнение. Взрослый, как правило, всегда прав, ребенок не может спорить, отстаивать свою точку зрения.

Личностно-ориентированная модель – предполагает демократический стиль руководства (общение на равных, взаимное уважение, взрослый занимает позицию «партнера». Партнер – всегда равноправный участник деятельности, при этом всегда включается во взаимодействие, не руководит, а общается на равных. Причем, каждая из этих позиция определенным образом сказывается на психическом развитии детей.

Партнерская позиция воспитателя благотворно сказывается на психическом развитии ребенка, она формирует в ребенке ценные качества личности: активность, инициативность, любознательность, самостоятельность, умение принимать решения, сделать что-то неправильно, не боясь, что его за это накажут, отругают, ребенок при этом испытывает чувство эмоционального комфорта.

Постоянная учительская позиция взрослого формирует совершенно другие качества в ребенке: пассивность, инертность, невозможность самостоятельно принять решение. Эта позиция взрослого вызывает в ребенке эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так. (агрессию, как оборотную сторону страха, как разрядку накопившегося напряжения).

Психологи советуют, что в младшем возрасте должна преобладать позиция равноправного партнера, т. к. в этом возрасте дети нуждаются в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. А позиция учителя может вводиться в старшем дошкольном возрасте. Причем, слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие дошкольников.

7). Организация пространства.

Учебная модель – взрослый стоит у доски, возвышаясь над детьми, сидящими за партами, как в школе. Перемещается по группе только для контроля и оценивания. Взрослый занимает психологическую позицию «над ребенком».

Партнерская форма занятия требует определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола». Это может быть свободное расположение всех участников за реально круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Взрослы занимает психологическую позицию «рядом с ребенком». Причем, на каждом занятии воспитатель располагается рядом с тем ребенком, который в настоящее время требует большего внимания, слабее других в данном типе работы.

При такой организации пространства все дети находятся в поле зрения воспитателя и друг друга, дети могут обсуждать работу, задавать вопросы, обмениваться мнениями и открытиями.

8). Активность субъектов образовательного процесса.

Учебная модель – активность на стороне взрослого, ребенок просто пассивно воспринимает информацию. Обучение построено по принципу «делай, как я!», занятие по существу превращается в монолог взрослого, ребенок разговаривает только тогда, когда этого пожелает взрослый.

За детьми закреплены определенные места, запрещено перемещение во время занятия, запрещено обсуждение, разговоры.

Личностно-ориентированная модель – деятельность предполагает активность самого ребенка, он активен в познании, получении новой информации. Занятие строится как диалог участников образовательного процесса. Мы знаем из личного опыта, что лучше всего усваивается и запоминается та информация и тот материал, который вы самостоятельно добыли.

Разрешено свободное размещение детей во время деятельности, разрешено свободное перемещение детей, обсуждение работы, приветствуется рабочий гул.

9). Методы работы педагога.

Учебная модель – прямое обучение, воздействие на ребенка (показ, объяснение, указание, напоминание, разъяснение)

Личностно-ориентированная модель – опосредованное обучение, мы не сажаем детей за столы, мы организуем сюжетную игру на ковре. Дети думают, что они играют, а взрослый в это время решает свои воспитательно-образовательные задачи (что-то рассказывает детям, дает им новую информацию, подсказывает, передает свой опыт, делает что-то вмеcте с ребенком).

10). Степень участия ребенка в деятельности.

Учебная модель – обязательность присутствия ребенка на занятии.

Партнерская модель – добровольное включение в деятельность, свободный «вход» и «выход» из деятельности, каждый ребенок работает в своем темпе. Дети включаются в занятия из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.

Поэтому задача воспитателя заключается в том, чтобы заинтересовать, замотивировать как можно большее число детей, предложить такую деятельность, которая будет интересна большинству. Взрослый обязан предоставить ребенку возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

По поводу добровольного (без дисциплинарных мер) участия детей в деятельности воспитатели бьют тревогу: а вдруг они не захотят заниматься? Исследование, проводимое Коротковой Н. А., показало, что в партнерскую деятельность включается три четвертых детей группы. При этом выделяется «ядерная» часть группы, которая практически во всех случаях включается в деятельность, т. е. принимает любую предложенную взрослым работу.

Кроме того, в стандартной группе всегда есть 2-3 дошкольника, которые с трудом концентрируются на любой деятельности, предпочитая свободную двигательную активность. Такие дети, как правило, требуют кропотливой индивидуальной работы. Но они, как правило, с трудом удерживаются и на традиционных занятиях.

При такой организации ОД следует сразу договариваться с детьми об определенных правилах поведения в группе: «не хочешь сейчас делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим!»

11). Временные рамки образовательного процесса.

Учебная модель – занятие имеет временные рамки в зависимости от возраста детей, все дети должны работать в одном темпе, нет учета индивидуальных возможностей детей.

Партнерская деятельность – деятельность начинается непринужденно и не ограничивается временными рамками. Дети работают каждый в своем темпе, могут оставить работу и идти играть. Они сделают столько, сколько захотят.

12). Сформулируем существенные характеристики организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения)

- свободное общение и перемещение детей во время занятия

- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

13). Рассмотрим основные этапы занятия в формате партнерской деятельности взрослого и детей.

Условно разделим занятие на три части.

Начальный

этап

деятельности Возможны варианты начала занятия:

1) Взрослый начинает действовать с приготовленными материалами, предоставляя детям возможность подключиться к деятельности по желанию. Такая позиция взрослого условно обозначена как «партнер-модель».

2) Взрослый предлагает детям цель - что-то вместе сделать, придумать (ребята, а давайте сегодня мы сделаем). Взрослый включается в обсуждение, во взаимодействие с другими участниками. Такая позиция взрослого называется «партнер-сотрудник».

Исследование Коротковой Н. А. показало, что заинтересованность детей деятельностью значительно выше при использовании взрослым обиех партнерских позиций, нежели позиции учителя. При этом было показано, что к старшему дошкольному возрасту позиция партнер – сотрудник становится более эффективной в сравнении с позицией партнер-модель. Это говорит о том, что партнерские отношения взрослого с детьми должны усложняться с возрастом.

Основной

этап

деятельности Воспитатель включается в деятельность вместе с детьми, становится образцом организации работы. Он не инструктирует, не контролирует, а обсуждает идеи, замыслы, анализирует вместе с детьми образцы. Взрослый ведет себя непринужденно, принимает детскую критику. В процессе работы воспитатель что-то обсуждает вместе с детьми, что-то рассказывает, поощряет содержательное общение детей, провоцирует обсуждения возникающих проблем.

В процессе самой деятельности взрослый предлагает детям новые знания, способы деятельности, предлагает свою идею или результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате других.

Заключительный этап

деятельности

Особым образом строится и заключительный этап деятельности.

Прежде всего, его характеризует свободный выход из деятельности, каждый ребенок сам решает, закончил он или нет свою работу, исследование…

По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности. Взрослый не покидает рабочее поле до тех пор, пока все дети на завершат работу.

Взрослый оценивает работу ребенка лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Колобок на новый лад» — совместная деятельность с родителями в свете требований ФГОС Колобок на новый лад Сценарий совместной театральной деятельности детей. Родителей. педагогов с элементами здоровье сберегающих технологий.

Мастер-класс «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша МАСТЕР-КЛАСС.

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО В основе ФГОС.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей. Исследовательская деятельность.

Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствие с ФГОС до Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствие с ФГОС ДО Варианты современных форм обучения, которые строятся.

Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, — традиционно.

Организация внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС ДО В настоящее время, в связи с вступлением в силу Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением.

Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Кононова Е. С ЧДОУ "Родничок" г. Пермь Обычно у детей очень много.

Памятка для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» Памятка для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» Непосредственно образовательная.

Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС
Опубликовано: 29 мая 2016 в 16:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление моей I младшей группы «Бельчата».
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
«Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...
Фотоотчет «Всемирный день кошек»
День кошек отмечается 8 августа по инициативе Международного фонда по защите животных «Animal Welfare», не только чтобы чествовать пушистых домоседов, но...
Конспект спортивного досуга в старшей группе «Гонки на улице».
Конспект спортивного досуга в старшей группе «Гонки на улице». Карташова Оксана Тема: «Гонки на улице». Задачи: Обучающие: Формировать у детей знания о...