Папки-передвижки

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Марина Куксина
Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей.

Исследовательская деятельность – это не просто экспериментирование, это осознанная добыча новых знаний.

Компоненты исследовательской деятельности :

1. Собственное экспериментирование – манипулирование и наблюдение, что из этого получится.

Публикация «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Умение получать сведения из самых различных источников.

3. Умение перерабатывать и обрабатывать эти сведения в своей голове – анализ, синтез, классификация.

Исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверку и анализ результатов. Проблема – (с греческого задача, задание) это умение задавать вопросы. Гипотеза – (с греческого предположение) это научное предположение, выдвигаемое для объявления какого-либо явления и требующая проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать научной теорией. Гипотеза, как путь предполагает верное решение найти правильный ответ. С каких слов мы начнем гипотезу: я думаю, допустим, а что если, может быть, предположим.

Исследовательская деятельность – это возможность самому ребенку сделать маленькое открытие. Дети для себя открывают мир. Игра в своей основе имеет исследовательскую деятельность с игрушкой. Сначала игра – исследовательская деятельность – творчество, затем учебное открытие – учебно-исследовательская деятельность – научное открытие.

Задачи педагога организация исследовательской деятельности, подвести ребенка к такому открытию и научить задавать вопросы. Вопросы, кото-рым мы учим ребенка, должны начинаться с вопросительных слов: как, что, что это такое, где, откуда, зачем и т. д. Вопрос «почему» самый не продуктивный доказывают ученые, так как предполагает готовый ответ.

Что необходимо для исследовательской деятельности? Нужна организация предметно-пространственной среды: отдельный стол, небьющиеся стаканчики, песок, листья. Исследовательские занятия можно проводить с 5 летнего возраста. Важно, чтобы исследовательские предметы были доступны всегда, и ребенок мог закончить свое исследование.

Как помочь увидеть проблему? Есть несколько видов упражнений.

1. Упражнение «Смотреть на мир чужими глазами».

Суть упражнения в неоконченном рассказе. Взрослый зачитывает рассказ и неоконченное просит рассказать с точки зрения птиц, зайчика, шофера. Детям закончить рассказ устно. Важно, чтобы дети были раскованы и вели себя смело.

2. Упражнение «Найти как можно больше вариантов нетрадиционного использования предметов». Поощряется самый неожиданный ответ. Развиваются все параметры криативности детей : гибкость, продуктивность, оригинальность мышления.

Элементарные опыты.

1. «Необычные корни» - в емкость с плотной крышкой с решеточкой над водой, на которой лежит черенок сцендапсуса, традесканции.

Цель: выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растения.

Наблюдаем, подливаем воды и как только появились воздушные корни, обращаем внимание детей, задаем вопросы: что это появилось у растения?

2. «Почему больше»

Цель: установить зависимость количества поглощаемой влаги от величины листьев.

В пластиковые стаканы с водой ставим черенки дифенбахии и колеуса, а сверху еще (усложняем) надеваем полиэтиленовые мешочки и у дифенбахии быстрее появляются капельки воды на мешочке. Высказываем гипотезы.

3. «Дождь без туч» - понадобится губка, пипетка и прозрачная емкость.

Цель: выявить механизмы повышенной влажности в джунглях.

Капаем из пипетки на губку, а потом переворачиваем над тазом с водой и смотрим, как капает вода. Вывод: вот почему в джунглях идет дождь без туч.

4. «Чем нюхает червяк» - поочередно подносим ватку с одеколоном к передней, задней частям и к середине, он изгибается везде. Везде отверстия.

Цель: привести детей к пониманию особенности восприятия запаха дождевыми червями.

5. «Какая лучше почва» - взять черенки традесканции и посадить в стаканы с глиной, песком и обычной почвой.

Цель: какая почва является наиболее лучшей для произрастания растений.

6. «Более длительный опыт» - насыпать в аквариум почву, или на участке выкопать ямку 10см и закапать листья, бумагу, пластиковую бутылку. Наблюдаем, через год от листьев остались жилки (скелетированный лист, бумага слегка сгнила, а бутылка не изменилась.

Цель: выявить, что быстрее перегнивает, а что загрязняет.

7. «Почему в тундре летом много воды» - понадобится емкость с водой и замершая почва. Наливаем на почву воду, отмечаем, вода не просачивается, стоит на поверхности. Многолетняя мерзлота не пропускает воду и она остается на поверхности.

Цель: объяснить некоторые природно-климатические особенности зон Земли.

8. «Почему в пустыне мало воды и почему растения плохо растут».

Оборудование: 2 прозрачные емкости, 2 воронки, песок и глина.

Полить песок водой, она просачивается быстро и уходит в глубь. Полить глину водой, она не просачивается, стоит и солнце ее высушивает.

Цель: объяснить особенности почвы в пустыне.

9. «Растительность пустыни».

Цель: выяснить, почему растения с большими листьями не могут и не растут в пустыне.

Одевают полиэтиленовые мешки на листья дифенбахии, колеуса, традесканции. Вывод: листья в пустыне видоизменились до колючек – кактусы.

10. «Где вырастет быстрее» - одно растение посадить в горшок, а другое в стакан с грязной землей водой и через 3 недели посмотреть, где растение больше. Почему в стакане с водой растение меньше. Вывод: в почве больше еды растению.

Цель: выяснить, что нужно растению для роста.

11. «Листья, семена»- рассматривание в лупу листьев, семян. Рассказать, что листья – это кухни, где варится пища для всего растения и орган его дыхания. Рассмотреть семена в разрезе, с ростками, с корнями. Вырастить растение из семени.

Цель: объяснить свойства листьев и значение семян.

Опыты и приемы с водой.

Дети должны самостоятельно провести опыты.

1. Вода прозрачная, а молоко нет. Рассмотреть стаканы с водой и молоком.

2. У воды нет вкуса. Сравнить с соленой и сладкой водой.

3. У воды нет запаха. Сравнить с соком, чаем, кофе.

4. Лед – это твердая вода. Заморозить и разморозить воду.

5. Пар – это тоже вода. Нагреть воду и закрыв емкость с идущим паром крышкой, рассмотреть капли на ней. Можно термос с горячей водой накрыть стеклом.

6. Вода жидкая, может течь. Рассмотреть кисель разной густоты.

7. В воде одни вещества растворяются, а другие нет. Смешивание воды с сахаром и песком. В природе есть вещества, которые могут растворяться в воде или не могут?

Опыты для развития творчества у детей.

1. Что случилось бы с нашими блюдами, если сахар и соль не могли раствориться в воде. Пробуем соленую и сладкую пищу и несоленую и несладкую.

2. На дно аквариума песок, а если сахарный песок или на дно реки. Что произойдет?

3. Лед легче воды. Что происходит со льдом весной во время ледохода. Наблюдения на улице луж.

4. Вода бывает теплой, холодной и горячей. Изменяем температуру до помещения льда и со льдом, когда он растаял. В водоемах есть холодная и горячая вода и там все равно живут рыбы.

5. Вода не имеет формы. Рассмотреть кубик льда и положить на блюдце таять. Воду переливаем из сосуда в сосуд.

6. Прием на экологических занятиях – игра «Ходит капелька по свету». Рассказ о круговороте воды. В итоге капельки растворяются в почве и питают растения вместе с минеральными веществами (полезные вещества, витаминки нужные для роста).

Публикации по теме:

«Магнит». Конспект исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по методу Савенкова с использованием ЭОР Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста по методу А. И. Савенкова с использованием ЭОР. Тема исследования: «Магнит».

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста Тема: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда». Программное содержание: • закреплять у детей культурно-гигиенические навыки; • развивать.

Ландшафтный дизайн в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Вершинина Надежда Петровна руководитель.

Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам всем встать в круг. Сегодня нашим.

Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Брызгалова Светлана Михайловна Цель: Формирование.

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Откуда хлеб пришел» с использование ЭОР. Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел" Цель: В процессе исследовательской.

Памятка «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Памятка: «Развития исследовательской деятельности детей». В ходе работы с детьми были выделены несколько основных правил, в основе которых.

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться.

План профессионального самообразования «Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» План профессионального самообразования педагога 2015-2016г. Воспитатель: Гудкова С. А. Тема: «Развитие навыков поисково-исследовательской.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 06:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД