Папки-передвижки

Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Екатерина Кононова
Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Кононова Е. С ЧДОУ "Родничок" г. Пермь

Обычно у детей очень много вопросов: «От чего и почему? Как? Зачем? А что будет?» Дети дошкольного возраста очень наблюдательны, они по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, нежели сведения, которые получены репродуктивным путем. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходящим своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. В качестве основных мы выделяем следующие задачи:

Публикация «Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними (упорядочивать свои представления о мире).

2. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

3. Создать необходимые для этого организационно-педагогические условия. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты.

Детям свойственно проявлять познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Это способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Для поиска ответов на бесконечные детские вопросы мы проводим занимательные и увлекательные опыты в непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: снегом, воздухом, песком, глиной, камнями, водой и пр. В процессе непосредственно образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Мы стараемся создать благоприятные условия для детского экспериментирования. В нашей группе функционирует «Центр науки». Для поддержания интереса к экспериментированию мы предлагаем детям такие задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. В центре науки (экспериментирования) ребят ждут персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Эти герои участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят в своих больших карманах и рюкзачках интересные вещи юным исследователям – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. В нашей группе созданы условия и для самостоятельной экспериментальной деятельности детей. Наши опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – все проделывают сами, самостоятельно рассуждают, рассматривают, обнаруживают, пытаются объяснить увиденное, фантазируют. В процессе проведения опытов задействуется каждый ребенок. Самостоятельная экспериментальная деятельность детей часто перерастает в реальное творчество. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают ход опыта и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. В самостоятельном экспериментировании детей для нас особенно ценно то, что данная деятельность не задается нами заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. При этом, взрослый должен выступать не в качестве педагога-наставника, а быть равноправным партнером, соучастником эксперимента. Это позволит ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. При организации процесса познания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (аллергопатологией) мы создаем необходимые гипоаллергенные, безопасные условия. Педагогическая деятельность с ребенком осуществляется через специальные средства, формы, методы и приемы, которые позволяют сформировать у ребенка знания и навыки безопасного контакта с окружающим миром. Чем больше ребенок усвоит безопасных методов обследования, тем меньше вероятность возникновения аллергической реакции. Уже сейчас видны результаты нашей работы. При беседах с детьми и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования центра науки. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые простые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Родители принимают активное участие в образовательном процессе. Мы проводили конкурс на лучший семейный проект «Центра науки». Родители оказывают помощь в обновлении оборудования и пополнении необходимыми материалами «Центра науки». Помимо этого, родители способствуют удовлетворению познавательных интересов ребенка экспериментированием в домашних условиях. Итак, детское экспериментирование способствует и обогащает детей дошкольного возраста знаниями, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, учит ребенка самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка и его социализацию. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова.

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности Тема: «Вода-водица» Программные задачи ОО «Познавательное развитие»: Продолжать формировать представления о предметах ближайшего.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Песочная страна»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Песочная страна» Цель: познакомить со свойствами песка сухой, сырой, сыпется, зимой замерзает; Задачи - Познакомить с техникой рисования на песке; - развивать.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей. Исследовательская деятельность.

Проект экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Тайна песка»Проект экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Тайна песка» Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. Ежедневно можно организовать различные мероприятия в группе и на прогулках,познакомить детей.

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Программа организации.

Анализ методического сопровождения экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое» Питер Джукер. Понятие о том, что педагог живет до тех пор, пока он учится.

План самообразования «Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Детский сад работает над проблемой: «Развитие экологической культуры дошкольников» Тема самообразования: «Ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 21:19
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД