Светлана Башарова
Выразительность речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительности речи у детей дошкольного возраста
Башарова Светлана Явдатовна
МАДОУ детский сад №6 г. Агрыз, ВОСПИТАТЕЛЬ
Проблема заикания занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В настоящее время сфера выразительности речи в изучении заикания остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе речи недостаточно, особенно у заикающихся дошкольников. Основные данные об этих интонационных характеристиках получены на взрослых заикающихся. Не установлено, в силу каких причин изменяется интонация у заикающихся. Является ли изменение интонации компонентом нарушения речи или компенсаторным механизмом при нормализации речи заикающихся. В связи с этим тема доклада «Формирование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста». Цель: выяснить состояния выразительной речи у заикающихся детей дошкольного возраста.
Публикация «Выразительность речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение соответствующих разделов учебной, педагогической и психологической литературы.
2. Рассмотрение исследований по формированию выразительной речи у заикающихся детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием.
Актуальность темы: определение тактики работы над интонацией при преодолении заикания: устранение имеющихся особенностей интонации или их закрепление? В разработке направлений и форм организации работы над интонацией. При преодолении заикания работа над интонацией занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.
Исследования Н. А. Рычковой моторных и речевых функций заикающихся дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей :
- дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне нормального темпа речи
- у детей второй подгруппы отмечается ускоренный темп речи
- дети третьей подгруппы испытывают затруднения в удержании темпо-ритма
- дети четвертой подгруппы отличаются слабым развитием чувства ритма.
Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
Подсчитывается количество слогов в секунду. Определить, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Отмечается: ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме; ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме; невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме.
Методические рекомендации по нормализации интонации речи у заикающихся дошкольников.
1. Работа над речевым дыханием. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
2. Использование куклы-бибабо. Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
3. Инсценировки. Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, широко используется в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.
4. Сюжетно-ролевые игры. Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу.
5. Логопедическая ритмика. Музыкально-двигательные упражнения помогают корректированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.
6. Произнесение скороговорок с разной интонацией.
7. Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).
Итак, нами предложено несколько направлений работы с заикающимися дошкольниками по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
При преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.