МААМ-картинки

Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

Ольга Базарнова
Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

Слайд №1

Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

Слайд №2

ТИП ПРОЕКТА : практико –ориентированный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : долгосрочный (1 год).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети всех возрастных категорий, педагоги, родители.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Коммуникация», «Художественное творчество»

Слайд №3 (Актуальность)

Публикация «Проект „Развитие коммуникативных навыков у дошкольников“» размещена в разделах

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Исходной формой коммуникативной речи является диалог. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.

Слайд №4 (Проблема)

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Слайд №5 (Цель проекта)

Цель обусловлена необходимостью преодоления имеющихся речевых нарушений и развития коммуникативных навыков в рамках реализации инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

Слайд №6 (Задачи)

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи,

Слайд №7 (Ожидаемые результаты)

Удачное сочетание традиционных и авторских подходов к решению проблемы обучения диалогической речи детей с задержкой речевого развития позволяет прогнозировать положительные результаты

Слайд №8 (Содержание работы)

Цель работы по внедрению технологии заключается в использовании закрытой картинки или спрятанного предмета т. е. дети учатся задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы, обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.

Слайд №9 (Направления работы)

Работа по развитию диалогической речи ведется по трем основным направлениям с усложнением:

Слайд №10 (1 Направление)

Слайд №11 (2 Направление)

Слайд №12 (3 Направление)

Первое направление усложнения работы — усложнение формы и содержания объекта. Первоначально (в средней группе) используется спрятанный предмет, вместо рисования проводится лепка спрятанного предмета простой формы (овощи, фрукты, предметы посуды, игрушки). Малыши в достаточной степени владеют приемами лепки: скатыванием шариков, колбасок из пластилина по данному образцу. Если же берется картинка, то ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, яблоко, ваза и т. п.). Этот вид работы используется в старшей группе, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания.

Для подготовительной группы можно подобрать серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по описанию узнать, из какой сказки этот персонаж или персонажи («Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь» и т. п.).

• Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету.

Первоначально педагог помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?». Если работа идет по спрятанному предмету и педагог сам классифицировал его («Это овощ», «Это игрушка», «Это предмет посуды» и т. п., необходимо учить детей задавать вопросы.

Если это спрятанный предмет, дети выясняют его размеры, расположение частей, затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида. В подготовительной группе появляются вопросы о месте действия. Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы.

При усложнении вида работы используются сигналы для запоминания. В качестве сигнальной системы можно использовать лист бумаги с изображенными символами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т. д.) или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки — верх (небо, зеленые — низ (травка, земля).

При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.

• Третье направление усложнения работы связано с развитием самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или предметом. В начале работы педагог побуждает ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображен (изображено) на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» и т. п. После того как несколько детей повторяют вопрос, педагог отвечает на него, а затем предлагает повторить свой ответ. Позже, вспомнив ответы, дети должны нарисовать картинку или слепить предмет.

Слайд №13

Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию таких приемов, как «Маленький учитель», «Работа в парах».

Маленький учитель. Педагог предлагает дошкольникам поменяться с ним ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а педагог — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет занятие. Естественно, первоначально педагог подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно малыши осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает.

Прием «маленький учитель» не только развивает диалогическую речь детей, но и формирует коммуникативные навыки, а также готовит дошкольников к сюжетно-ролевой игре.

Работа в парах. Этот прием можно практиковать в подготовительной группе, когда все без исключения дети усвоили определенный набор вопросов и умеют формулировать ответы. Занятие проводится с подгруппой детей. Дошкольники распределяются по парам, где один ребенок задает вопросы, а другой, у которого закрытая картинка или спрятанный предмет, отвечает. Далее первый ребенок описывает предмет, а затем рисует. Второй может подсказать, если первый что-то забыл. Результат работы они оценивают вместе. На следующем занятии дети меняются ролями. После выполнения детьми рисунка или лепки обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой.

Слайд №14

Развитие коммуникативных навыков происходит во всех сферах образовательно-воспитательной деятельности

Слайд №15

В результате использования технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. был получен продукт в виде: …

Слайд №16

Приложение - Игры

О работе с компьютерными играми по лексическим темам Вас познакомит Елена Александровна.

Таким образом, мы считаем, что предлагаемая технология является одним из эффективных направлений в формировании и развитии диалогической речи дошкольников. Поэтому мы рекомендуем её к внедрению для работы с детьми с речевыми нарушениями.

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Проект «Страна Геометрия» Тема: «Страна Геометрия». Цель: уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) 1. Полное наименование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 17:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД