Получи документы

Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками

Окутина Елена
Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые коллеги!

(Слайд 1) Я, Окутина Елена Ивановна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» города Зима Иркутской области представляю вашему вниманию публичное выступление на тему: «Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками».

Публикация «Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками» размещена в разделах

В наше время развитие связной речи детей дошкольного возраста становится особенно актуальной проблемой. Сегодня яркая, насыщенная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста является редкостью, ведь живое человеческое общение в современном обществе сменяется зависимостью от гаджетов, недостаточной коммуникацией детей с родителями. И мы, как педагоги, должны научить детей, последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни, используя при этом современные образовательные методы и технологии.

Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, важно использовать визуальное моделирование в работе с детьми, поэтому из множества современных образовательных методов и технологий, я использую мнемотехнику.

(Слайд 2) Мнемотехника-это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника подразумевает использование схем, таблиц в которых заложена определённая информация и называются они - мнемотаблицы.

Для составление мнемотаблиц я использую картинки либо графические символы, примерные вы можете увидеть на слайде.

(Слайд 3) Важное значение мнемотехники уделяли великие педагоги:

- К. Д. Ушинский говорил о том, что если ребёнка учить запомнить 5 незнакомых слов, он их будет запоминать долго, а если дать ему для запоминания 20 слов, соединить их с картинками, он запомнит их быстрее;

- С. Л. Рубинштейн. М. Леушин, Л. В. Эльконин говорили о том, что–наглядный материал помогает детям назвать не только предметы, но их характерные черты, действия, совершённые с ними;

- Л. С. Выготский также отмечал важность планирования высказывания - последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Для введения мнемотехники в практику с обучающимися, определила (слайд 4) цель: применение мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников.

Для осуществления цели сформулировала задачи, которые помогут освоить методы работы с мнемотаблицами :

- развивать память, внимание, образное мышление и речь;

- формировать навыки перекодирования информации, т. е. преобразует абстрактные символы в изображения;

- развивать мелкую моторику рук с частичным или полным графическим воспроизведением, творчеством, фантазией;

- совершенствовать лексико-грамматические средства языка, звуковая сторона речи в области произношения, восприятия и выразительности.

Итак, коллеги, как же используется технология мнемотехники в современном образовательном процессе для усвоения дошкольниками информации?

(Слайд 5) Я использую мнемотехнику с детьми в трё х видах:

- при разучивании стихотворений, физминуток, песен;

-при пересказе рассказов;

-при обучении рассказыванию с элементами творчества и придерживаюсь определённых этапов работы над каждым из видов в соответствии с методикой.

Коллеги, я сейчас буду рассказывать о работе над каждым видом мнемотехники, а вы можете проследить на примерах этапы работы, показанные на слайдах.

(слайд 6 этапы с примером) Итак, первый вид - для разучивания песен, физминуток, стихотворений:

- я сначала выразительно читаю детям текст, затем сообщаю о том, что это будем заучивать наизусть;

- затем читаю теккст уже с опорой на мнемотаблицу;

- далее задаю вопросы по прочитанному, чтобы помочь уяснить основную мысль;

- выявляю и объясняю значение непонятных детям слов в доступной для детей форме;

- далее читаю по одной строчке с опорой на мнемотаблицу, а дети повторяют используя мнемотаблицу;

- затем дети рассказывают с опорой на мнемотаблицу все строки.

С этого года, так дети будут старшего возраста, планирую применять ещё и зарисовку детьми мнемотаблицы по памяти.

(Слайд 7 этапы с примером) Следующий вид - для предстоящего пересказа рассказа:

- я сначала читаю текст и демонстрирую картинки, помещая их в ячейки мнемотаблицы;

- затем задаю вопросы по содержанию, дети отвечают;

- далее провожу разбор каждой ячейки мнемотаблицы;

- повторно читаю рассказ с опорой на мнемотаблицу;

- провожу коллективный пересказ;

- затем слушаем самостоятельный пересказ текста детьми.

- проводим анализ самостоятельных пересказов детей.

(Слайд 8 этапы) И третий вид использования мнемотаблиц это для обучения рассказыванию с элементами творчества:

-с начало я читаю детям начало рассказа;

-затем в вопросно-ответной форме провожу разбор содержания рассказа;

-далее совместно с детьми составляем мнемотаблицу рассказа. Последнюю ячейку таблицы заполняю знаком вопроса, который означает, что же произошло дальше?

-текст читаю ещё раз с опорой на мнемотаблицу, предлагаю 2-3 варианта возможного продолжение с данной сюжетной ситуацией;

-далее придумывают продолжение рассказа дети самостоятельно и проводится анализ детских рассказов.

(Слайд 9) Коллеги, я представила вашему вниманию разновидность применения мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста, считаю что применение мнемотехники способствует достижению следующих результатов у моих воспитанников: расширяется кругозор об окружающем мире; дети получают информацию и с удовольствием делятся ей пересказывая тексты, придумывают интересные истории; радует, что появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

(Слайд 10) Личный опыт работы по данному направлению представлен мной в методической деятельности:

- на педагогическом совете МКДОУ «Детский сад № 4» для коллег в форме практикума по применению мнемотехники в воспитательно-образовательном процессе с целью развития связной речи и образного мышления детей дошкольного возраста;

- с коллегами города поделилась на заседании городского методического объединения воспитателей, работающих на группах среднего возраста, представив занятие на тему: «Осторожно, микробы!», где использовала показ физминутки с применением мнемотехники.

- в рамках региональной выставки-форума, которая проходила с 12-17 мая 2021 г. «Мир семьи. Страна детства» - представила мастер- класс для родительского сообщества на тему: «Как создать мнемотаблицу для разучивания стихотворения в домашних условиях».

Таким образом, считаю, что применяемая в педагогической деятельности технология мнемотехники, позволяет повысить эффективность усвоения и воспроизведения информации, а также является средством формирования одной из ключевых компетенций обучающихся – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Коллеги, кого заинтересовал мой опыт работы, могу поделиться накопленной картотекой мнемотаблиц.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗДидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Важно помочь ребёнку.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Консультация для родителей «Секреты эффективного отцовства» Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Образовательная деятельность по подготовке ко Дню Защитника Отечества со старшими дошкольниками (фото отчет)Образовательная деятельность по подготовке ко Дню Защитника Отечества со старшими дошкольниками (фото отчет) День Защитника Отечества для дошкольников – это, прежде всего праздник папы. К этой дате мы с ребятами старшего дошкольного возраста рисуем.

Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии»Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии» Актуальность:Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 12:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Окутина Елена (УИ 746959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД