Папки-передвижки

Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры» (1 фото)

Татьяна Бережная
Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»

Выступление на городском методическом объединении :

ТЕМА : «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких полей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, и, конечно, самого прекрасного Черного моря- любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции : любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, все это наша малая Родина.

Публикация «Выступление на городском методическом объединении „Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры“» размещена в разделах

У традиционной народной культуры нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась от старших к младшим. Народной культуре свойственны такие идеалы, как доброта, вера, взаимопомощь, сострадание, служение своему народу, Родине. Народное искусство близко и понятно восприятию ребенка благодаря простоте, завершенности формы, обобщенности образа. Оно несет в себе эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу справедливости и добра огромный духовный заряд, приобщает детей к духовной культуре своего народа.

Безусловно, народное творчество влияет на нравственно-патриотическое воспитание детей : они учатся уважать человека, ценить его труд, бережно относиться к природе. Народное искусство – это еще и своеобразное средство терапевтического воздействия, так как дети получают удовольствие и положительное эмоциональное подкрепление своей успешной деятельности, а яркость образов и красок вызывает хорошее настроение ; колыбельные успокаивают, а искрометный юмор и милая шутка вызывают улыбку и смех.

Кто мы, откуда мы, где и в чем наши народные корни? Пословица гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Но кто старое забудет, тот и вовсе может ослепнуть». Поэтому задача педагогов дошкольного образования – создать условия для приобщения детей к традиционной культуре Кубани, научить их с глубоким уважением относится к фольклору, народному искусству. В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине-Кубани.

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребенка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения….»

Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима : они являются нравственной опорой, служат живительным источником.

Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Одним из условий успешности работы является создание предметно-развивающей среды по обозначенной теме. Работа в этом направлении показывает, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для сегодняшнего быта вещи, сотрудниками нашего детского сада и родителями воспитанников были собраны предметы старинного быта и воссоздана обстановка русской избы.

На участке детского сада также создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к народной культуре. Это любимое место для игр и забав.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же,без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются бубны, погремушки, трещотки, колокольчики, ложки. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок, способствует их музыкальному развитию.

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются малые жанры фольклора -пословицы, поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд, на жизнь казаков. В них отразилась поэтическая история народа. Для знакомства детей с кубанским фольклором, оформлен альбом, который так и называется «Кубанский фольклор», в нем также подобрана серия потешек, прибауток, закличек, которые используются в работе с детьми.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. В нашем детском саду стало традицией проводить обрядовые праздники «Масленицу», «Пасху», «Осеннюю ярмарку».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают ее содержание. Чтобы обеспечить потребности своих воспитанников в двигательной активности продолжаю разучивать с ними кубанские народные подвижные игры : «Мак», «Утка и селезень», «Кубанка», «Курень», «Завивайся плетень». Мною создана картотека русских народных игр и кубанских. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды и игры, но и кукольный театр. В нашей группе он представлен такими видами, как пальчиковый театр, бибабо, на магнитах.

Для увлекательного знакомства дошкольников с кубанской культурой в своей работе использую проектор, дети с удовольствием просматривают презентации на темы «Кубанский костюм», «Казачья станица Атамань», слушают рассказы об истории Кубанских казаков, о первых переселенцах, знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища. Мы беседуем о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. Была проведена беседа «Как хлеб на стол пришел», где закреплялись знания о выращивании хлеба на Кубани «от зернышка до каравая», рассматривался альбом «Кубань – житница России». Для более полного знакомства детей с историей мужской и женской одежды, головных уборов, оформлен альбом фотографий, иллюстраций «История кубанского костюма». Родители помогли сшить кукол в мужских и женских кубанских костюмах. Совместно с детьми изготовили куклу - крупеничку (из мешочка с крупой, кукол - крестовушек (из соломы и бросового материала).

У нас в группе есть макет кубанской хаты и подворья. Созданы альбомы, в которых собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью кубанских казаков «История казачества», «Атамань».

В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами. Ко дню птиц ежегодно проходит акция «Помоги птицам», где дети вместе с родителями изготавливают кормушки, учатся правильно подкармливать птиц в холодное время года. Чтобы воспитать у детей любовь к земле, уважение к труду земледельцев, бережное отношение к природе, весной, летом и осенью мы организуем труд детей на огороде, а в зимнее время обустраиваем огород на подоконнике

Не менее важным аспектом работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Где обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах петриковской росписи. Рисуя узор на полосе, ребята уяснили главные символы кубанской семьи: волнистая линия-крепкая семья; корешки-дедушки, бабушки; цветы – родители ; ягодки – дети. Расписывали поднос петриковским узором, используя трафареты, рисовали «Кубанское подворье» ; сделали аппликацию «Подарки с кубанской грядки»

Большую помощь в проведении работы оказывают родители воспитанников. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды, изготовлении кубанских костюмов, совместно с детьми участвуют в кубанских посиделках, ярмарках, театрализованных представлениях на основе фольклора. В свою очередь, в помощь родителям оформляю информационные листы «Поиграйте с детьми в казачьи игры», «Кубанские казачьи песни», «Казачьи частушки».

Лучшие творческие работы, выполненные родителями и воспитателями, выставляются на различных конкурсах и выставках.

Участвуя в экскурсиях к памятным местам, дети узнают историю своей станицы, с интересом слушают беседы о войне, о героях –станичниках.

В группе оформлен уголок патриотического воспитания с разнообразным дидактическим и практическим материалом. Дети знакомятся с географией малой родины, с красотой края, его достопримечательностями.

Таким образом, каждый день ребята узнают что-то новое о своём родном крае. Развивают свои познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе, к людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру. У них воспитываются патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, бережное отношение к природе, великой гордости за свой народ!

Публикации по теме:

Презентация к занятию «Будь достоин имени своего» Уважаемые Коллеги! Представляю к Вашему вниманию презентацию к интегрированному занятию с использованием ИКТ " Будь достоин имени своего".

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 10:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД