Светлана Кислякова
Выступление на городском семинаре «Здоровая молодежь — будущее России»
▼ Скачать + Заказать документы
С. В. Кислякова
учитель – дефектолог
МБДОУ ЦРР детский сад №1 г. Нарьян-Мара
Опыт внедрения здоровьесберегающих методов в работе с детьми с ЗПР
2 слайд Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - это совокупность всех используемых в образовательном процессе принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, а также способствуют воспитанию у детей культуры здоровья. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Публикация «Выступление на городском семинаре „Здоровая молодежь — будущее России“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3 слайд Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В состав группы детей с ЗПР часто входят соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания с частыми обострениями, дети с функциональной незрелостью центральной нервной системы. Поэтому учителям-дефектологам помимо коррекционно-развивающей работы, надо уделять немало внимания и нормализации психического и физического состояния ребенка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.
4 слайд В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии:
5 слайд 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- ритмопластика;
- физкультминутки и динамические паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- пальчиковая гимнастика,
- гимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- гимнастика бодрящая,
- гимнастика корригирующая,
- релаксация,
- ароматерапия.
6 слайд 2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
- физкультурные занятия;
- игротренинги, игротерапия;
- коммуникативные игры;
- циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье»;
- самомассаж, точечный массаж;
7 слайд 3. Коррекционные технологии:
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- технология музыкального воздействия;
- технология коррекции поведения;
- технология воздействия цветом;
- психогимнастика;
- фонетическая ритмика.
8 слайд Остановимся на некоторых видах технологий сохранения и стимулирования здоровья.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд. Дыхательные упражнения помогают детям стать более спокойными, послушными.
Цель дыхательной гимнастики: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Комплекс должен осваиваться постепенно. Учите ребенка дышать только через нос. Ребенок производит активный вдох, грудная клетка сжимается, глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, который заполняет организм сверху до низу. Итак, выдох должен быть длиннее вдоха, и по возможности полным.
Дыхательные упражнения проводятся два раза в день: утром и вечером, ими нужно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия. Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, предложите ребенку потянуться всем телом, объясните ему, что выполнять упражнения следует не напрягаясь и начинать с энергичного выдоха. Предложите малышу:
1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).
2. Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).
7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5—6 раз).
В работе можно использовать игровые моменты, например,
Игра «Вьюга» : глубокий вдох через нос, на выдохе через рот имитируем вой ветра: «У-у-у» то тихо, то громко (3-4 раза).
Игра «Подуй на снежинку» : ребенку на ладошку кладут перышко или ватку и предлагают сдуть их ртом или носом.
Игра «Шарик» : Сидя на стуле, широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдохнуть через рот в воображаемый шарик (ф-ф-ф, медленно соединяя ладони.
Игра «Понюхай цветок» : дети делают глубокий вдох через нос, выдох через рот. Без напряжения произносят «а-а-а».
9 слайд Для воздействия на активные точки головы, в целях улучшения притока крови практикуется массаж головы:
1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от
висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в
стог.
3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки» : сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, догоняя друг друга.
5. Расчесываем пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что наша «прическа самая красивая на конкурсе причесок».
10 слайд Также в работе можно использовать массаж рук, массаж ушных раковин. Цель такого массажа - оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости. Можно использовать следующие упражнения:
- «Моем» кисти рук, активно трем ладошки до ощущения сильного тепла;
- Вытягиваем каждый пальчик, надавливаем на него;
- Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой руки;
- Выполняем упражнения: «Наденем шапочки на пальчики», «Нарисуем на ладошке клубочек»;
- Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами;
- Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5—6 раз в каждую сторону);
- Нажимаем на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»);
- Лепим ушки внутри: пальцами внутри раковины делаем 7—8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
11 слайд Для снятия утомления малышей прекрасно подойдет зрительная гимнастика «Елочка», «Неваляшка», разного рода траектории, по которым дети прослеживают глазами, способствуют укреплению глазных мышц и развитию остроты зрения.
12 слайд Релаксационные упражнения в работе с детьми с ЗПР вводятся с целью создания обстановки эмоционального благополучия. Обеспечения возможности детям отдохнуть, получить новые впечатления, снятия психо-эмоционального напряжения. (Все упражнения сопровождаются релаксационной музыкой). Воспитатель предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и послушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.
13 слайд Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на пальцах рук, на лице, ушах, на подошве и пальцах ног. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая и легко поглаживая.
В коррекционных группах необходимо точечный массаж проводить систематически. За 3 - 4 минуты, проведенного массажа, повышается устойчивость организма к холоду, вирусам. Это элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, уверенности в том, что ребенок сам может помочь себе улучшить свое самочувствие.
Точный массаж влияет на улучшение кровообращения, тонизирует и активизирует работу всего организма, улучшает память, собирает внимание. Регулярный массаж большого пальца способен повышать функциональную деятельность головного мозга. Указательный палец активизирует деятельность желудка, средний – деятельность кишечника, безымянный нормализует функцию печени, мизинец стимулирует работу сердца. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.
14 слайд Благотворно влияет на деятельность головного мозга и тонкой моторики использование в работе сухого бассейна.
Для его создания берем небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12 – 15 см) наполняем на 8 см промытым и высушенным песком (горохом, фасолью). Детям предлагаем следующие задания:
- поскользить ладонями по поверхности, наполняемого материала, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- пройтись ладонями по проложенным трассам;
- создать отпечаток своих ладоней.
Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв, цифр из риса, гороха, фасоли, рисование на песке, на манке, ладошке или спине соседа.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью. Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья.