Лучший педагог года

Выступление на методическом семинаре

Коренькова Любовь
Выступление на методическом семинаре

Тема: «Использование технологии моделирования в речевом развитии дошкольников»

СЛАЙД № 1

Уважаемое жюри! Уважаемые коллеги!

Позвольте представить опыт работы по речевому развитию средствами наглядного моделирования воспитателя детского сада «Теремок» Кореньковой Любовь Алексеевны.

СЛАЙД № 2

Публикация «Выступление на методическом семинаре» размещена в разделах

Речь - величайшее богатство, данное человеку. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Проблема речевого развития рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

СЛАЙД № 3

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Недостаточный словарный запас

неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

Составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

СЛАЙД № 4

ФГОС ДО определяет так основную цель речевого развития – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

СЛАЙД № 5

Передо мной встал вопрос: как сделать построить образовательную деятельность с детьми по речевому развитию так, чтобы не только повысить качество работы по развитию речи, но и повысить интерес детей к изучению родной речи.

СЛАЙД № 6

Идею активизации речевого развития дошкольников мне подсказали слова К. Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Слайд 7

Поэтому я обратилась к методу наглядного моделирования, так как центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Подъякова. В практике педагогики сегодня одним из самых эффективных способов решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования.

СЛАЙД № 8

Чем же привлекателен метод наглядного моделирования?

Во первых, для ребенка – дошкольника характерна быстрая утомляемость и как следствие потеря интереса к занятию Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему;

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

В –третьих, применяя графическую аналогию, учим детей видеть главное, ситематизировать полученные знания.

СЛАЙД № 9

Цель моей работы была определена как: «Создание условий для активизации речевого развития детей с помощью метода наглядного моделирования».

СЛАЙД № 10 (гипотеза)

Я считаю, что целенаправленная и систематическая работа по использованию метода наглядного моделирования в образовательном процессе представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности дошкольников.

СЛАЙД № 11

Чтобы подтвердить своё предположение я поставила следующие задачи:

1. Изучить научную литературу, педагогический опыт дошкольных работников по проблеме.

2. Проследить динамику уровня освоения материала по развитию речи у детей дошкольного возраста на основе диагностики речевого развития Ушаковой О. С.

3. Разработать систему педагогической работы, направленную на формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими, формирование позиции «грамотного читателя».

СЛАЙД № 12

Для этого мною была изучена следующая литература: она представлена на слайде

1. Малетина Н. В. «Моделирование в описательной речи детей», 2004.

2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

4. Тихомирова Л. Ф. «Познавательные способности детей 5-7лет». М., 2005.

5. Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 1997

6. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : «Мозаика-Синтез», 2004.

В. Я. Пропп «Морфология волшебной сказки»,

Джанни Родари «Грамматика фантазии»,

Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»,

Л. Е. Тумина «Кружок «Сочини сказку».

СЛАЙД № 13

В своей деятельности я использовала различные мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов и сравнительных рассказов Т. А. Ткаченко, карточки В. Я. Проппа.

СЛАЙД № 14

Работа с детьми по ознакомлению с мнемотехникой началась с детьми 5-го года жизни и велась от простого к сложному.

На первом этапе происходило знакомство детей с мнемоквадратом.

СЛАЙД № 15

Далее дети учились составлять предложения с помощью мнемодорожек.

СЛАЙД № 16

На третьем этапе работа велась уже с мнемотаблицами.

СЛАЙД № 17

Мнемотаблицы широко используем при заучивании стихов наизусть,

СЛАЙД № 18

отгадывании загадок

СЛАЙД № 19

наиболее трудным видом монологической речи является описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Поэтому при составлении рассказов этого вида использую как готовые схемы Ткаченко, так и составленные самостоятельно. Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов.

СЛАЙД № 20

При ознакомлении детей с художественными текстами сказок и обучении детей творческому рассказыванию использую карты В. Я. Проппа. Целесообразность их использование состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

СЛАЙД 21

1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: самостоятельное составление сказок, используя карты Проппа.

СЛАЙД № 22 (работа с педагогами)

Важным этапом моей деятельности считаю – диссеминацию педагогического опыта. Опыт своей работы представляла не только на методических объединениях педагогов ДОУ.

Слайд 23 Но и на районном методическом объединении.

В феврале 2018г на РМО я предоставила опыт работы на тему: «Развитие речи и речевой активности у дошкольников в процессе образовательной деятельности» я подготовила мастер класс : «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Слайд 24

Взаимодействие с родителями также является необходимым условием успешной работы по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Материалы об использовании наглядного моделирования размещались в групповом родительском уголке,

Слайд 25

был проведен ряд практических мероприятий с родителями, наглядно продемонстрировавший преимущества данного метода в речевом развитии.

Слайд 2

Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования стало то, что дети к концу обучения в ДОУ стали составлять развёрнутые рассказы, улучшилось качество пересказов литературных произведений, дети стали сочинять собственные, хорошо усваивать построение грамматических конструкций, понимать значение глаголов, категорий существительных и прилагательных. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка.

Фотоотчет о моем участии в районном методическом объединенииФотоотчет о моем участии в районном методическом объединении Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами о районном мероприятии, участницей которого я побывала недавно. Очередное заседание.

Фотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателейФотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателей Воспитатели ДОО города Черемхово приняли активное участие в заседании городского методического объединения по речевому развитию дошкольников.

Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших группФотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших групп Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования первых младших групп «Предметно-развивающая среда.

Фотоотчет об участии в городском методическом объединении воспитателейФотоотчет об участии в городском методическом объединении воспитателей Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами впечатлениями от моего выступления на городском методическом объединении с представлением опыта.

Конспект ООД на районном методическом объединении для воспитателей «В стране игрушек» Цель. Развитие речевой активности в процессе свободного общения с детьми, в ходе дидактических игр, и в творчестве детей. Задачи: образовательные:.

Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении»Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении» Подходит к завершению Год экологии в России. Много было сделано в этом направлении с детьми, хотя работа по экологическому воспитанию сопровождает.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Выступление в школе на семинаре по профориентации с презентацией «Профессия воспитатель»Выступление в школе на семинаре по профориентации с презентацией «Профессия воспитатель» Совсем недавно,как родителя состоявшего в управляющем совете школы,меня пригласили выступить перед детьми с рассказом о своей профессии. Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на методическом семинаре
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 06:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД