Папки-передвижки

Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста (7 фото)

Жанна Юрьевна Жарова
Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Ж. Ю. Жарова

2014

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Публикация «Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или по другому контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;

2. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;

3. Составление рассказа из опыта;

4. Составление творческих рассказов.

- Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

- Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.

Виды рассказывания :

1. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В старшем возрасте в описание включается рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка. (т. е. здесь имеет место контаминация).

В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

2. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенными, обличенными в определенную словесную форму.

- В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы : указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

- Из личного опыта (только при систематической работе). Дети могут составлять небольшие рассказы сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, большое внимание уделяется формированию структуры описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности рассказывания. В подготовительной к школе группе – рассказывание по всем видам без наглядного материала.

Основные задачи по обучению рассказыванию в старшем дошкольном возрасте :

1. Научить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Формировать умения совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве своих рассказов и рассказов товарищей.

Приемы, используемые при составлении рассказов (по программе И. А. Белоус) :

- Образец педагога (должен ребенок повторить, не выдумывая);

- По плану педагога (3 – 4 вопроса);

- Коллективное составление рассказа;

- Составление рассказа по частям;

- Вопросы, указания, упражнения (на грамматику);

- Демонстрация наглядного материала;

- Оценка рассказывания

- Для детей старшего возраста при составлении рассказов в качестве дидактического материала используются таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ или пересказать текст. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.

При составлении рассказов по сюжетным картинам или по серии сюжетных картин дети сначала упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам педагога. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Детям задаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале?», «О чем нужно сказать дальше?», «Чем закончим рассказ и т. п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план.

Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. В качестве заключительного этапа работы над серией сюжетных картинок целесообразно предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это формируется у дете й с трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми данным видом работы.

Использование моделей в старшем дошкольном возрасте служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, и помогают детям выстраивать:

- строение рассказов;

- последовательность рассказов;

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Составные части схем отражают не только основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, но и действия с объектами, части объекта.

Например, задание «Расскажи о домашнем животном». Наглядная модель рассказа-описания включает следующие изображения:

1)

Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Зеркало» - внешний вид животного;

2)

Фото №1 Обучение рассказыванию детей

Человек» - какую пользу животное приносит человеку;

3)

Фото №2 Старшая группа старшего дошкольного возраста Воспитатель Ж

Кастрюля» - чем питается животное;

4)

Фото №3 В методике традиционно термином рассказ принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа описание повествование рассуждение или по другому контаминация

Домик» где оно живет;

5)

Фото №4 Здесь допускается с лингвистической точки зрения терминологическая неточность поскольку рассказом мы можем назвать только повествование

Коляска» - как называются детеныши;

6)

Фото №5 В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи

Ухо» - как животное подает голос.

Мнемотаблицы при составлении рассказов описательных о временах года.

Фото №6 Составление рассказов обучение рассказыванию Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам

Наступила весна. У весны 3 месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы.

Воспроизводится в дальнейшем материал мнемотаблицы по памяти.

Вывод: Использование схем, моделей, мнемотаблиц при составлении рассказов облегчает овладение связной речью, делает рассказы более последовательными, точными, яркими, насыщенными.

Публикации по теме:

Актуальность речевого развития Говорить умею все, но говорить правильно, лишь единицы из нас! Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2014 в 16:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Юрьевна Жарова (УИ 216302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД