Светлана Фурштакова
Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе «Дикие и домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
На Земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них - гиганты, такие, как киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки. Вся планета от сурового севера до жаркого юга - заселена различными видами животных : звери, птицы, рыбы, насекомые. Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. Наблюдение за содержанием педагогического процесса в детском саду привели к выводу о том, что дети пятого года жизни не знают особенностей ухода за животными.
Публикация «Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Перед началом работы по проекту с детьми проводятся беседы, занятия о животных. Выясняются их представления о животных, их отношение к ним.
В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов.
Например: Как называются детеныши животных?
- Какие части тела есть у животного?
- Где живут дикие и домашние животные?
- Почему их так называют?
- Чем питаются животные?
- Как они себе добывают пищу?
- Как они передвигаются?
- Для чего нужны животные?
А некоторые дети неправильно называют детенышей животных,
Например: Овца – овчарёнок,
Собака – собачёнок,
Коза – козёлки,
Корова – бык – бычёнок и т. д.
Поэтому для нашего проекта мы выбрали тему «Дикие и домашние животные».
Актуальность
Дошкольный возраст – это, то время, когда ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В воспитании и обучении детей в своей работе мы используем много приемов и методов для решения разных задач, но наиболее перспективным мы видим метод проектной деятельности :
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Чтобы воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к животным важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными. Проект знакомит детей с миром животных, дает представления о среде их обитания, отличительных особенностях диких и домашних животных. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважение к природе.
Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Малыш усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
Одним из залогов экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)
Е. И. Золотова пишет, что педагог не только знакомит ребенка с животным, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей, с самого раннего возраста, интерес и любовь к животным, необходимо, во-первых, для формирования правильного отношения к фауне, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предлагающие активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, считают, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств.
Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Дикие и домашние животные» дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно - достоверные знания о животном мире; обогатится их речь, познакомятся с редкими и исчезающими видами животных.
В проекте участвовали : воспитатели, специалисты, дети, родители
Проблема нашего проекта : Необходимость формировать у воспитанников знания о диких и домашних животных.
Основная цель проекта : развивать устойчивый, познавательный интерес к диким и домашним животным, как к живым существам.
Задачи проекта : создать в группе условия для расширения представления о животных;
- дать представление о приспособленности животных к среде обитания;
- расширять представления о домашних животных и их детенышах;
- расширять представления о жизни в природных условиях диких животных;
- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить первичные представления о многообразии животного мира, чем питаются, их местах обитания, значении и знать их условия обитания.
Различать понятия «дикие и домашние животные»
Правильно называть детёнышей животных.
Содержание этапов проекта.
На предварительном этапе нашего проекта, нами была проделана огромная работа по сбору информации: поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы, разработка методов и приемов работы по теме проекта. Наметили, что необходимо подготовить для реализации проекта, определили сроки работы, распределили задания, подготовили цикл бесед, занятий, консультаций для родителей, подобрали дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, физкультминутки, аудиозаписи, иллюстрации, всю необходимую литературу, атрибуты и многое другое непосредственно по теме нашего проекта. Нами были изготовлены пособия по теме «Большая книга о животных», которая является основой для многих дидактических игр про животных, два макета «Дикие и домашние животные».
Предварительная работа с родителями заключалась в привлечении внимания детей к животным, наблюдения за домашними животными. Создание родителями совместно с ребё нком поделок на тему: «Такие разные животные», фото коллажа на тему: «Наши любимцы» Выставка в группе поделок детей совместно с родителями по этой теме. Заучивание стихов с ребёнком о животном по желанию родителей и детей.
Помощь родителей в подборке пословиц, поговорок, загадок.
На основном этапе реализация проекта проходила в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой деятельности и т. д.
Предварительная работа с детьми состояла из
бесед: «О многообразии животного мира»;
«О безопасности общения с бездомными животными».
Чтение и драматизация сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Репка»
В режимных моментах мы использовали:
Русские народные потешки, пословицы, поговорки, стихи и загадки о животных.
Читали с детьми произведения В. Бианки «О животных»,
Е. Чарушин «Медвежонок», «Про зайчат»; Н. Носов «Живая шляпа».
Прослушивали аудиозапись «Голоса животных»
Так же разнообразная и продуктивная деятельность :
Рисование «Кошки».
Лепка «Мисочки для кошки», «Гриб для белочки»
Коллективная аппликация «Цыплята»
Были использованы дидактические игры:
«Кто где живет?» «Чей малыш», «Накорми животных»
По физической культуре с детьми проводились подвижные игры:
«Волк и зайцы», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши» и т. д.
Пальчиковые, утренние гимнастики, были связаны с подрожанием разным животным.
Сюжетно ролевые игры: «Полечим котенка», «Покатаем мишку на машине»
Вместе с детьми проводили опыты по ознакомлению со свойствами предметов, где тоже были задействованы животные.
И заключительным этапом проекта было проведено итоговое мероприятие в виде развлечения на тему: «В гости к животным», на котором каждый ребенок продемонстрировал свои знания и умения в полной мере.
Итогом работы по данному проекту стало то, что дети осознали необходимость бережного отношения к животным, они получили первичные представления о животных. Проект позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому.
А также повысился уровень активности родителей в вопросах направленных на охрану жизни исчезающих животных.
Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта :
- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности. Были изготовлены макеты по данной теме.
- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.
Таким образом,проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акимушкин И. И. Мир животных. - М. - 1975. - С. 26
Веретенникова С. А. ознакомление дошкольников с природой. - М. -1980. С. 48
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. - М. : Просвещение. - 1993. - С. 27
Гордина Н. Г., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение младших дошкольников. - М. - 1987. - С. 10
Гусев В. Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 3
Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С. 2
Дмитриев Ю. Д. Человек и животные. - 1973. - С. 15
Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М. : Просвещение. - 1988. - С. 4
Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под редакцией Саморуковой П. Г. - М. : Просвещение. - 1991. - С. 3 - 4
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М. : Просвещение. - 1999. - С. 3, 14
Николаева С. Н. Детям об окружающем мире / /Дошкольное воспитание. -2002. - №7. - С. 57
Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М. : Просвещение. - 1983. - С. 3