Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе «Дикие и домашние животные»

Светлана Фурштакова
Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе «Дикие и домашние животные»

На Земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них - гиганты, такие, как киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки. Вся планета от сурового севера до жаркого юга - заселена различными видами животных: звери, птицы, рыбы, насекомые. Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. Наблюдение за содержанием педагогического процесса в детском саду привели к выводу о том, что дети пятого года жизни не знают особенностей ухода за животными.

Перед началом работы по проекту с детьми проводятся беседы, занятия о животных. Выясняются их представления о животных, их отношение к ним.

В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов.

Например: Как называются детеныши животных?

- Какие части тела есть у животного?

- Где живут дикие и домашние животные?

- Почему их так называют?

- Чем питаются животные?

- Как они себе добывают пищу?

- Как они передвигаются?

- Для чего нужны животные?

А некоторые дети неправильно называют детенышей животных,

Например: Овца – овчарёнок,

Собака – собачёнок,

Коза – козёлки,

Корова – бык – бычёнок и т. д.

Поэтому для нашего проекта мы выбрали тему «Дикие и домашние животные».

Актуальность

Дошкольный возраст – это, то время, когда ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В воспитании и обучении детей в своей работе мы используем много приемов и методов для решения разных задач, но наиболее перспективным мы видим метод проектной деятельности:

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Чтобы воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к животным важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными. Проект знакомит детей с миром животных, дает представления о среде их обитания, отличительных особенностях диких и домашних животных. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважение к природе.

Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Малыш усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.

Одним из залогов экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)

Е. И. Золотова пишет, что педагог не только знакомит ребенка с животным, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей, с самого раннего возраста, интерес и любовь к животным, необходимо, во-первых, для формирования правильного отношения к фауне, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предлагающие активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, считают, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств.

Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Дикие и домашние животные» дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно - достоверные знания о животном мире; обогатится их речь, познакомятся с редкими и исчезающими видами животных.

В проекте участвовали: воспитатели, специалисты, дети, родители

Проблема нашего проекта: Необходимость формировать у воспитанников знания о диких и домашних животных.

Основная цель проекта: развивать устойчивый, познавательный интерес к диким и домашним животным, как к живым существам.

Задачи проекта: создать в группе условия для расширения представления о животных;

- дать представление о приспособленности животных к среде обитания;

- расширять представления о домашних животных и их детенышах;

- расширять представления о жизни в природных условиях диких животных;

- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о многообразии животного мира, чем питаются, их местах обитания, значении и знать их условия обитания.

Различать понятия «дикие и домашние животные»

Правильно называть детёнышей животных.

Содержание этапов проекта.

На предварительном этапе нашего проекта, нами была проделана огромная работа по сбору информации: поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы, разработка методов и приемов работы по теме проекта. Наметили, что необходимо подготовить для реализации проекта, определили сроки работы, распределили задания, подготовили цикл бесед, занятий, консультаций для родителей, подобрали дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, физкультминутки, аудиозаписи, иллюстрации, всю необходимую литературу, атрибуты и многое другое непосредственно по теме нашего проекта. Нами были изготовлены пособия по теме «Большая книга о животных», которая является основой для многих дидактических игр про животных, два макета «Дикие и домашние животные».

Предварительная работа с родителями заключалась в привлечении внимания детей к животным, наблюдения за домашними животными. Создание родителями совместно с ребёнком поделок на тему: «Такие разные животные», фото коллажа на тему: «Наши любимцы» Выставка в группе поделок детей совместно с родителями по этой теме. Заучивание стихов с ребёнком о животном по желанию родителей и детей.

Помощь родителей в подборке пословиц, поговорок, загадок.

На основном этапе реализация проекта проходила в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой деятельности и т. д.

Предварительная работа с детьми состояла из

бесед: «О многообразии животного мира»;

«О безопасности общения с бездомными животными».

Чтение и драматизация сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Репка»

В режимных моментах мы использовали:

Русские народные потешки, пословицы, поговорки, стихи и загадки о животных.

Читали с детьми произведения В. Бианки «О животных»,

Е. Чарушин «Медвежонок», «Про зайчат»; Н. Носов «Живая шляпа».

Прослушивали аудиозапись «Голоса животных»

Так же разнообразная и продуктивная деятельность:

Рисование «Кошки».

Лепка «Мисочки для кошки», «Гриб для белочки»

Коллективная аппликация «Цыплята»

Были использованы дидактические игры:

«Кто где живет?» «Чей малыш», «Накорми животных»

По физической культуре с детьми проводились подвижные игры:

«Волк и зайцы», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши» и т. д.

Пальчиковые, утренние гимнастики, были связаны с подрожанием разным животным.

Сюжетно ролевые игры: «Полечим котенка», «Покатаем мишку на машине»

Вместе с детьми проводили опыты по ознакомлению со свойствами предметов, где тоже были задействованы животные.

И заключительным этапом проекта было проведено итоговое мероприятие в виде развлечения на тему: «В гости к животным», на котором каждый ребенок продемонстрировал свои знания и умения в полной мере.

Итогом работы по данному проекту стало то, что дети осознали необходимость бережного отношения к животным, они получили первичные представления о животных. Проект позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому.

А также повысился уровень активности родителей в вопросах направленных на охрану жизни исчезающих животных.

Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта :

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности. Были изготовлены макеты по данной теме.

- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом,проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Акимушкин И. И. Мир животных. - М. - 1975. - С. 26

Веретенникова С. А. ознакомление дошкольников с природой. - М. -1980. С. 48

Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. - М.: Просвещение. - 1993. - С. 27

Гордина Н. Г., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение младших дошкольников. - М. - 1987. - С. 10

Гусев В. Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 3

Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С. 2

Дмитриев Ю. Д. Человек и животные. - 1973. - С. 15

Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение. - 1988. - С. 4

Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под редакцией Саморуковой П. Г. - М.: Просвещение. - 1991. - С. 3 - 4

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение. - 1999. - С. 3, 14

Николаева С. Н. Детям об окружающем мире / /Дошкольное воспитание. -2002. - №7. - С. 57

Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение. - 1983. - С. 3

Публикации по теме:

Тематический проект «В мире животных» Управление образования администрации Сергиево –Посадского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Какие бывают животные» Задачи: познакомить детей с разнообразием животного мира; рассказать о том, что все животные делятся на несколько групп: птицы, рыбы, звери,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе «Дикие и домашние животные»
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 09:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Видео и музыкально-развивающая сказка с движениями «Рукавичка» для детей средней...
( Рассказывание сказки с элементами драматизации, имитация движений животных) Раз, два, три в сказку попади. Итак, мы в холодном осеннем лесу «Шёл...
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук...
Конспект беседы для детей старшей группы «Бархатцы»
h3]Цели:[/h3] продолжать учить различать и называть цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе....