Надежда Суфиева
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности и любознательности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете. Анализ работы за 2012–2013 уч. год
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОЗНАНИЮ И РАЗМЫШЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКА.»
Свое выступление я хочу начать со слов Тимирязева:
Слайд 2
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности и любознательности дошкольника» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Введенные Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Я всегда стараюсь так организовать свой труд, чтобы он был достуаным, успешным для каждого ребёнка, и носил вариативный характер. В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей - опыты. Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Для положительной мотивации деятельности детей считаю необходимо использовать различные стимулы такие как:
• новизна, необычность объекта
• тайна, сюрприз
• мотив помощи
• познавательный момент (почему так)
• ситуация выбора
Когда ребёнок может выбирать, что ему делать, что ему интересно, он чувствует, ощущает своё «я» - «Я это делаю, потому что мне это интересно».
Поэтому мной и была выбрана данная тема.
Цель, которую я ставила перед собой:
Слайд 3
Задачи:
Слайд4
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Я создала в группе лабораторию для выполнения образовательных, развивающих, воспитывающих, стимулирующих, коммуникативных функции. Ребенок в центре лаборатории чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В лаборатории у нас есть микроскоп, колбы, различные емкости мерные ложечки и сосуды, в дальнейшем оборудование надеюсь будет пополняться.
Существует несколько классификаций экспериментов :
Слайд 5,6.
В течение года были проведены ряд мероприятий для достижения поставленной цели:
Слайд 7
Хочу отметить из опыта своей работы, что экскурсии как не что другое способствуют и побуждают к экспериментированию, повышают познавательную активность, любознательность :
Слайды 8,9,10.
Свое выступление я хочу закончить словами Сухомлинского:
Слайд 11
Слайд 12