МААМ-картинки

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Оксана Сизова
Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Слайд № 1

Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.

Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах муз. деятельности.

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные муз. впечатления.

Предлагаем вспомнить виды музыкальной деятельности.

Слайд № 2

Виды музыкальной деятельности

Музыкально-ритмические движения

Слушание

Пение

Игра на детских музыкальных инструментах

Рассмотрим подробнее каждый вид.

Слайд № 3

Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский, и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в муз. движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и муз. творчества в особенности.

Виды музыкально-ритмические движений:

Музыкально-ритмические упражнения

Танцы, пляски, хороводы

Игры

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений.

Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).

Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

Пример несюжетной игры:

«Игра с бубном» - для мл. возраста. Воспитатель с бубном в руках говорит следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв глаза руками. Воспитатель бьет в бубен, дети танцуют.

Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен, металлофон, маракас (могут быть и другие). Детям предлагается под звук каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки, прыжки, для металлофона (глиссандо) - взмахи руками (покачивание, для маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном порядке, дети выполняют выбранные движения.

Слайд № 4

Слушание.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки.

Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практич. метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».

Для детей мл. возраста нужно выбрать доступный муз. материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.

У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.

Например: игра на воображаемых инструментах.

Прием «оркестровка». Ребята прослушивают муз. произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.

Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению муз. произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)

Слайд № 5

Пение

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие муз. -слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

- импровизация муз. вопросов и ответов;

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).

Задания на импровизацию муз. вопросов и ответов. Педагог задает «муз. вопрос», а ребенок импровизирует "муз. ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок.

Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Слайд № 6

Игра на детских музыкальных инструментах

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:

- озвучивание,

- оркестровка,

- контрастные сопоставления.

Слайд № 7

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться

- Стихотворения

- Сказки

- Рассказы о явлениях природы, о животных

- Рассказы, сочиненные детьми

- Рассказы по репродукциям

Приведем несколько примеров.

1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить «Сказку про лягушонка КВАК»:

Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).

Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).

В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.

2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени.

Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

3. Озвучивание стихотворений.

С. Я. Маршак «Апрель»

Апрель! Апрель! – треугольник

На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи. – музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. Тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь – трещотка

Сквозь лесной валежник. – маракас

Стали птицы песни петь – свистулька

И расцвел подснежник. – колокольчик

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.

Слайд № 8

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

- контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;

- контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;

- контраст в пределах одного настроения – передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный муз. опыт, по-своему выразить муз. впечатления, развить творческие способности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в муз. творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

Слайд № 9

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Преодоление речевого нарушения у дошкольников путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы» Двигательная активность полезна для здоровья. Движение под музыку приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически,.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности
Опубликовано: 3 июля 2014 в 13:26
+158Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 148.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД