Папки-передвижки

Выступление на республиканском научно-методическом семинаре

Лариса Сергачева
Выступление на республиканском научно-методическом семинаре

Осуществление общей стратегии оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада путём использования современного спортивного оборудования

С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в РФ», который впервые поставил дошкольное образование как первую ступень общего образования. Согласно данному закону новый статус дошкольного образования предусматривает разработку Федерального государственного образовательного стандарта. При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся и дети нашего сада (ослабленное зрение). Одной из главных задач Стандарта является- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Для этого необходимо создать благоприятную образовательную среду как зону ближайшего развития ребёнка. Требования: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Публикация «Выступление на республиканском научно-методическом семинаре» размещена в разделах

Я работаю воспитателем детского сада №22 и по совместительству инструктором по физической культуре, углубленно работаю в направлении «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством детского фитнеса»; разрабатываю и осуществляю подбор индивидуальных комплексов упражнений для детей с ослабленным зрением; веду кружок спортивного танца «Ритм».

Чтобы эффективно организовать свою работу в этом направлении я начала с анализа Программы развития МДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида», разработанной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. :МОЗАИКА СИНТЕЗ; 2010.; примерного регионального модуля программы «Мы в Мордовии живём» О. В. Бурляевой и др.

Изучив задачи оздоровительного направления, где

1-ой является: формирование правильного отношения детей к физкультурным занятиям и мероприятиям.

Эта задача предусматривает специально ориентированную систему мер, методов и методических приёмов, применяемую воспитателем с учётом возраста воспитанников, необходимость широкого использования естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, чётко организованный режим дня, наличие благоприятных условий для разнообразной деятельности, прежде всего двигательной;

2-ой: формирование на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.

Конкретное содержание задачи по формированию необходимых знаний зависит от периодов возрастного развития детей, от их индивидуальных способностей, а успешная реализация этих задач- от подготовки педагога.

3-ей: формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.

Решение этой задачи, прежде всего, зависит от знания особенностей высшей нервной деятельности ребёнка, других его физиологических особенностей, в частности нервно-мышечного аппарата, а также индивидуальных проявлений в развитии детей.

Учёт этих факторов позволяет определить основной принцип подбора упражнений, а также соответствующие целевые установки.

Для решения этих задач я провела диагностику физического развития детей моей группы вместе с врачом педиатром.

Состав группы 20 человек. Из них 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 4-5 лет. Группа компенсирующей направленности, сложная. Характеристика по зрительному дефекту следующая: 7 детей с амблиопией, с гиперметропией-6, со сходящимся косоглазием-9, с расходящимся-1

-проблемы с осанкой- 10 %

-проблемы с развитием органов дыхания- 5 %

-проблемы с развитием опорно-двигательного аппарата- 15 %

-кардиология- 25 %

-гиперактивность (неврология)-40%

Из 20-ти детей: косолапость-2 реб., пупочная грыжа-4 реб., пиелонефрит-2 реб., кардиология-5 дет., неврология-8 реб., ЗПР-2 реб.

1-ой группы здоровья нет.

2-я группа-13 чел.

3-я группа-4 чел.

4-я группа-2 чел.

5-я группа-1 чел

Из них 3инв. детства.

На основании диагностики были поставлены конкретные задачи для детей средней группы и определены ожидаемые результаты.

1. Упражнения общего назначения.

Ожидаемые результаты:- формирование осанки (предупреждение дефектов осанки, приобретение стойких структурных основ осанки, рациональный навык фиксации основной позы прямостояния, укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника и стопы);

-развитие органов дыхания (укрепление диафрагмы, основной дыхательной мышцы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса, усиление легочной вентиляции для насыщения крови кислородом);

- развитие опорно-двигательного аппарата (укрепление двигательного аппарата, стимулирование роста костей).

2. Упражнения для развития физических качеств и двигательных способностей.

Ожидаемые результаты: формирование способностей — координационных (предупреждение и устранение излишней мышечной напряженности, поддержание равновесия в динамических позах, концентрация внимания для преодоления координационных трудностей, совершенствование функций вестибулярного аппарата);

скоростных (интенсивное развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела);

силовых (развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата);

выносливости (соразмерное повышение функциональных возможностей и т. д., лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности).

3. Упражнения, формирующие положительные свойства психики.

Ожидаемые результаты: изменение характера нервных процессов возбуждения и торможения, развитие силы, уравновешенности, подвижности нервной системы.

По результатам диагностики мне нужно было подобрать более эффективное оборудование. Я провела анализ имеющегося оборудования в зале. Начала с более простого: гимнастические палки, обручи, дуги, нетрадиционное оборудование, изготовленное своими руками. В первые пол года мы работали с этим спортивным инвентарём и по результатам промежуточной диагностики отметили улучшение физического состояния детей. Разрабатывая и усложняя упражнения и нагрузки, я натолкнулась в журнале «Игра и дети» на описание игрового набора «Кузнечик». Оказалось, что он состоит из всего того оборудования, которое мы использовали в своей работе, но более прочный и удобный в применении.

На педагогическом совете, где обсуждали вопрос об эффективности использования современного спортивного оборудования, я предложила приобрести этот набор. И буквально в конце 2009 года мы его приобрели.

Игровой набор «Кузнечик» создан с учётом всестороннего воздействия упражнений на организм ребёнка, способствует созданию оптимальных условий для разностороннего развития детей, даёт возможность значительно расширить запас двигательных навыков и умений детей, способствует развитию ловкости, смелости, положительно сказывается на их общей физической подготовленности и, одновременно, экономит время в подготовке оборудования к занятиям. Дети самостоятельно берут его и ставят на место. Также это оборудование вписывается в интерьер зала, не загромождая полезную площадь.

Положительное в этом оборудовании то, что при правильном в определённой последовательности размещении предметов, обеспечивается воздействие не на одну и ту же группу мышц, а на разные. При проведении занятий необходимо чередование сильных по физиологическому эффекту упражнений со спокойными движениями. Кроме того, это оборудование можно использовать в развлекательных целях. Комплект можно использовать во всех возрастных группах, т. к. конструкция регулируется по высоте, наличие защитных шаров обеспечивает безопасность детей во время упражнений, яркие цвета способствуют созданию хорошего настроения во время занятий.

Все учебно-тренировочные занятия с использованием игрового набора «Кузнечик» строятся по общепринятой структуре.

Вводная часть занятия - внимание детей акцентируется на подготовке организма к повышенной физической нагрузке в основной части занятия.

Основная часть занятия - развитие двигательных навыков и физических качеств, тренировка функциональных возможностей организма.

Заключительная часть занятия – снятие общего возбуждения и приведение частоты сердечных сокращений в норму.

Основные движения с использованием набора «Кузнечик»

Ходьба

Бег

Ползание, лазание

Прыжки

СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

*Ходьба по прямой дорожке длиной 2-2,5 м, ограниченной

линиями на расстоянии 20-25 см.

*Перешагивание через барьеры высотой 10—15 см с задержкой на носке («Петушиный шаг»).

* Перешагивание из обруча в обруч:

* Ходьба по шнуру спиной вперед.

* Ходьба на четвереньках с блинчиком на спине.

* Ходьба приставным шагом по обручу.

* Перешагивание через палки, положенные на скамейки.

* Ходьба по палочкам, положенным на пол.

Катание, бросание и ловля, метание

В нашем спортивном зале имеется и другое современное спортивное оборудование: массажный коврик для лечения и профилактики плоскостопия, фитболы, сенсорная тропа-тропа здоровья, коврик «Топ-топ», яркие цветные модули, два «Велотренажера», две «Беговые дорожки», три батута, два гимнастических тренажера «Антей», шведская стенка.

Правильно выполняемые движения положительно влияют на работу органов и систем, оптимизируют физическую нагрузку на организм, создавая основу для овладения более сложными физическими упражнениями, стимулируют возникновение определённого напряжения при выполнении двигательных действий.

Оздоровительное направление физической культуры обеспечивает укрепление здоровья детей, формирование компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.

Чтобы обеспечить целостное развитие личности дошкольника, необходимо взаимодействие с семьёй, повышение компетентности родителей в области физической культуры.

Для пропаганды я в группе провожу:

-анкетирование на темы «Какое место занимает физкультура в вашей семье?», «Часто ли болеет ваш ребёнок?» и др.

-проводила открытое занятие для родителей «Страна волшебная – Здоровье»;

-консультации;

-выпускаю памятки для родителей;

-провожу спартакиаду с участием родителей и спортивные праздники.

Информирую родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомлю родителей с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирую средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie_ec5jk.pptx | 9081,99 Кб
 
Публикации по теме:

Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТОсуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник "Инновации в дошкольном образовании", в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

Проект «Нестандартное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Повышение эффективности физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста через использование современного и нестандартного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на республиканском научно-методическом семинаре
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 20:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД