Галина Клименко
Выступление на родительском собрании «Готовность старших дошкольников к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании по теме : «Готовность старших дошкольников к школьному обучению»
Психологическая готовность к школе ( синоним: школьная зрелость) — это развитие комплекса психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе.
Публикация «Выступление на родительском собрании „Готовность старших дошкольников к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Психологическая готовность к школе состоит из следующих составляющих:
1. интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
2. эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
3. социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Дошкольного детство это тот период, который является наиболее благоприятным для формирования психических функций и социально значимых качеств личности. Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение пребывания детей в детском саду каждый педагог заботится о полноценном физическом, умственном, психологическом, нравственном и эстетическом их развитии.
Подготовка детей к школьному обучению является одной из главных проблем, интерес к которой со стороны исследователей не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
С принятием Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первой ступенью образования и перед ним стоит одна из задач - подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на свой возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в обучении. У детей перед школой должны быть сформированы такие качества, которые необходимы в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, инструкции, уметь оценивать результаты своей работы и работы других детей. Именно в дошкольном детстве закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Причиной тому являются психофизиологические особенности детей, а именно, то, что с шестилетнего возраста, характеризующемся повышенной чувствительностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Основной причиной неуспеха старших дошкольников в том, что они еще «психологически» незрелы, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Если в основном ориентироваться на паспортный или физический возраст ребенка при определении готовности к школьному обучению, то это может навредить ребенку так, как при этом не учитываются критерии и показатели психологической готовности. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. При рассмотрении проблемы готовности детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. В настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Многие психологи, выделяя психологическую готовность детей к школьному обучению, брали за основу умственное развитие детей, но только Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, начинаются изменения в ребенке, он резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. По мнению выдающего психолога Л. С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознание ребенка его внутренней и внешней жизни. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника. Ребенок вступает нормальный кризис 7-летнего возраста. Говоря о связи кризиса семи лет с готовностью ребенка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявления невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера.
Основной целью работы ДОО является полноценная подготовка дошкольника к школьной жизни. Она формируется постепенно, переходя из раннего возраста в возраст дошкольника, и зависит от условий, в которых происходит развитие организма ребенка и проявляется в сформированности основных психических его сфер: нравственной, умственной, мотивационной, волевой, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
Все это было взято мной за основную цель разработки инновационной деятельности. Что соответствует социальному заказу общества, родителей, выделяется основной задачей ФГОС ДО, реальным потребностям жизни. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развили все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
Целью работы было исследование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе и разработки коррекционно-развивающей программы для работы с детьми.
В процессе разработки программы решались следующие задачи:
• Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
• Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий;
• Организовать развивающие занятия с детьми, по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
• Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Хотя проблема психологической готовности к школе для психологии и психологов не новая, но при поступлении ребенка в школу наступает переломный момент в его жизни, независимо от того, в каком возрасте приходит в 1-й класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он приходит в совсем иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни, это переход к новому положению в обществе, условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, очень резко меняется фактор места, т. е. социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Готовность ребенка психологически к школьному обучению является основным итогом его психологического развития в период дошкольного детства. В нашем веке, который предъявляет все более и более высокие требования к жизни, ставит большие задачи в воспитании и обучении подрастающего поколения, заставляет искать новые, эффективные подходы в педагогике и психологии, которые нацеливают на приведение в соответствии методов обучения с ритмом жизни. Поэтому проблема подготовки старших дошкольников к обучению в школе становится очень актуальной на сегодняшний день.
В современных условиях готовность ребенка к школе рассматривается, прежде всего, как готовность к учебной деятельности или школьному обучению. Это обусловлено тем, что ребенок проходит определенные этапы периодизации психического развития и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е. Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является важным в жизни ребенка и проявляется в виде феномена готовности к школе.
Еще в 60-е годы Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. А. В. Запорожец также в своих работах отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как «достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
На современном этапе готовность к школьному обучению это не только обучение умению писать и читать, а в многокомпонентное образование, которое подразумевает сложных комплексных психологических исследований и заданий.
В период жизни старшего дошкольника идет формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения, поэтому этот возраст играет особую роль в их психическом развитии.
Готовность психологическая к школе - это показатель комплексный, позволяющий прогнозировать неуспешность или успешность обучения ребенка в первом классе. В психологическую готовность к школе входят в следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к обучению в школе;
2) уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять инструкции и требования педагога;
3) уровень интеллектуального развития, владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) развитие фонематического слуха.
Изучение проблемы готовности детей к школьному обучению имеет в нашей стране долгую историю. Начиная с двадцатых годов прошлого века, проблема готовности становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Большинство крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, так или иначе, что было обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Проблеме готовности ребенка к школе посвящено множество исследований и монографий (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, К. Н. Поливанова, Е. О. Смирнова и др.).
При изучении данной темы выделила основные теоретические этапы, которые подразделила на группы по методологическим и теоретическим основам, концептуальным основам и теоритической значимости.
Группу по методологическим и теоретическим основам работы составили:
• принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн);
• принцип системности;
• принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили);
• труды отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.
Группу по Концептуальным основам пработы составили:
• возрастная периодизация Д. Б. Эльконина;
• теория о школьной зрелости А. Анастази;
• концепция о готовности к обучению в школе Л. И. Божович;
• культурно-историческая концепция Л. С. Выготского;
• концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А. Керн;
• теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Группу по теоретической значимости составили:
• обобщённые концепции о психологической готовности к школе;
• применение системного подхода, позволяющего выявить особенности детей дошкольного возраста в контексте понятия «психологическая готовность к школе».
А. Н. Леонтьев отмечал, что дошкольный возраст, — это «период первоначального фактического склада личности». В это период именно и происходит становление основных личностных механизмов и образований. Формируется самосознание и развиваются тесно связанные друг с другом мотивационная и эмоциональная сферы. Создаются предпосылки для новой социальной ситуации развития – это отделение ребенка от взрослого к концу дошкольного возраста. В чем же она заключается? Ребенок начинает выходить за пределы своей семьи и устанавливает отношения с внешним миром взрослых людей и сверстников. Как считал Л. С. Выготский — это часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь ребенок дошкольного возраста вращается как вокруг своего центра, так и вокруг сферы взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видел в том, что ребенок есть член общества. Вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях не возможно: жизнь ребенка приходить в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что к концу дошкольного возраста познавательная сфера ребенка уже достигает весьма высокого уровня развития к поступлению в школу, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. В речевом развитии интенсивно растет словарный состав речи, формируется звуковая сторона, грамматический строй речи, появляется осознание словесного состава речи. Эмоции интеллектуализируются, а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством. Количественные и качественные новообразования дошкольного возраста, такие как - возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения, возникновение первичных этических инстанций, соподчинение мотивов, возникновение произвольного поведения, личного сознания, появление внутренней позиции школьника и другие достижения ребенка дошкольного возраста не исчезают бесследно, а находят свое отражение и дальнейшее развитие в школе, на более высокой ступени развития ребенка. Эти связи носят непрерывный, скачкообразный, закономерный характер.
С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального обучения и необходимостью реализации комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, изменились и требования к содержанию работы.
Поэтому подготовка детей к школе занимает важный этап в системе дошкольного образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. К первокласснику школа предъявляет довольно высокие требования. У ребенка дошкольного возраста должна быть готовность не только к новым формам общения. У него еще должны быть сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций, развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности. Будущий ученик должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей посредством овладения учебными универсальными действиями ребенка, отраженными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, является еще одной не менее важной целью подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста создание предпосылок к школьному обучению. Возможность осуществлять систематическое обучение в школе является важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства.
Важная роль в воспитании и развитии ребёнка, а тем более в готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим принимать своего ребёнка любого, одобрять его интересы, уважать его индивидуальность, поощрять самостоятельность и инициативу ребёнка, проводить с ним достаточно времени, удовлетворять его разумные потребности. В противном случае ребёнку будет достаточно тяжело адаптироваться к новым условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребёнку испытывают только отрицательные чувства, считают ребёнка неудачником, мало заботятся о нём, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком.
Итоговые интегративные качества выпускника входят в понятие готовности к школе. И важная роль отводится педагогу-психологу в развитии практически всех компонентов готовности к школе.
Активную, опережающую позицию, занимает педагог-психолог, которая состоит в выстраивании и моделировании образовательной среды на переходном этапе ребенка из детского сада в школу. Позиция педагога-психолога при этом ориентирована на достаточно быструю и максимальную актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психического и физического здоровья. При этом требуется организация специальной работы в качестве необходимой составляющей по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно адаптивность личности, достижения зрелости, требуемых в современном обществе.
Простроить работу можно путем организации психологического сопровождения, т. е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.
Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.