Светлана Ермолина
Выступление на семинаре по теме «Лэпбук как нетрадиционная форма обучения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКА.
Задачи:
Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
Публикация «Выступление на семинаре по теме „Лэпбук как нетрадиционная форма обучения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Предполагаемый результат:
1. Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК».
2. Педагоги расширят свой педагогический опыт в направлении познавательно-исследовательской деятельности.
3. Знакомство с проектом «Школа молодых родителей»
4. Выступление родителей о использование «лэпбуков» в обучение детей в домашних условиях.
5. Педагоги познакомятся с этапами изготовления ЛЭПБУКА.
6. Практические советы по изготовлению лэпбуков.
Участники мастер-класса: участники семинара.
Материалы и оборудование: презентация по теме «Лэпбук как не традиционная форма обучения детей дошкольного возраста»; готовые лэпбуки на разные темы, изготовленные воспитателями и родителями; материал для изготовления «лэпбуков».
Ход мастер-класса.
1 часть вступительная.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада встречи с людьми, чья профессия, как и моя - воспитатель. Нас часто сравнивают с волшебниками, которые открывают детям дверь в мир взрослых. И от того, что знаем и умеем мы, зависит чему мы научим своих воспитанников. Но чтобы научить детей надо постоянно идти в ногу со временем, искать новое, интересное, занимательное. И сегодня я хочу с вами поделиться тем, что я применяю для этого в своей работе. Надеюсь, что вы возьмете это себе на заметку.
Но в начале я попрошу четверых желающих занять места за столиками для выполнения практических заданий.
2 часть.
Каждый из нас хочет видеть своего воспитанника физически и психически здоровым. Достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность и Стандарт дошкольного образования не предъявляет жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит в центр внимания - индивидуальный подход к ребенку и игру.
Главная особенность организации образовательной деятельности в детском саду на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня каждый из нас применяет новые эффективные формы работы с детьми:
- ИКТ,
- проектной деятельности,
- игровые, проблемно –обучающие ситуации.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Но в тоже время «обучение»Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Развитие ребенка осуществляется в игре.
Вы согласитесь со мной, что сегодня все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому чтобы повысить эффективность работы с детьми каждый воспитатель ищет новые формы организации образовательной деятельности. В таком поиске всегда нахожусь и я. Результатом моего поиска стала тематическая папка или «лэпбук».
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые их стали создавать американцы.
«Лэпбук» - это «наколенная книга», которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. или как его еще называют тематическая папка в которой собирается материал по какой-то определенной теме. «Лэпбук» - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, но это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде.
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативный (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов;
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.).
5. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Ну и в конце концов, это просто интересно.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как :
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Разработкой интернативной папки заинтересовались все педагоги нашего сада. Каждый воспитатель продумал тему относительно возраста своих воспитанников. В подгоговительной – патриотическое воспитание «Моя страна Россия»,
В старшей группе – «Здоровье»
Средняя – «Насекомые»
Все лэпбуки очень яркие, красочные, привлекающие внимание детей. Большой лэпбук появился в патриотическом уголке. В нем собраны игры, поговорки, иллюстрации на тему «Моя страна, моя малая родина»
Проводя работу с «лэпбуками» воспитатели отмечают следующие плюсы;
• воспитатель включается в деятельность наравне с детьми;
• дети без принуждения присоединяются к работе с «лэпбуком»
• во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются;
• каждый ребенок работает в своем темп.
Для своих ребят я сделала тематическую папку для запоминания стихов «Запоминайка». Заучивания стихов даёт детям первичное представление об окружающем мире, о предмете, расширяет словарный запас, тренирует память, развивает мышление, воображение, творчество и самое главное, речь ребёнка, помогает ему овладеть средствами звуковой выразительности: это тон, темп, сила голоса, тембр, интонация, всё это способствует выработке чёткой дикции.
Мы все сталкиваетесь с тем, что дети очень плохо разговаривают, плохо запоминают стихи. В настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. В течение недели мы учим стихотворение по данной теме, но многие дети и в конце недели не могут его повторит.
В своей работе начала использовать этот «лэпбук» на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В папочку вкладываем мнемотаблицу или зарисовку стихотворения, чтобы детям было легче запомнить его.
Но занимаясь с детьми, я стала замечать, что дети не достаточно уверены в своих знаниях, что с ними ещё надо заниматься и заниматься. Здесь я вспоминаю результаты исследования, которые показывают, что на развитие ребенка влияют только 3% - образовательное учреждение, а львиная доля выпадает на родителей. – 57%. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
И чтобы себя успокоить, чтобы мои малыши знали и умели больше, я решила привлечь родителей познакомить их с лэпбуками.
Это ещё одно эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству, тем более что родители могут обеспечить поддержку:
- организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео)
- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Вот уже второй год я веду школу «Молодых родителей». Почему возникла идея создания такой формы работы с родителями? Наблюдается «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.
На занятиях «Школы молодого родителя» мы рассматривали следующие темы; «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», «Развиваем моторику рук», «Играем пальчиками — развиваем речь».
Следующим занятием стал мастер-класс на тему «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей». Как они делали расскажут сами родители, почему именно эту тему они взяли, нужны ли лэпбуки.
3 часть. Выступление родителей.
Мы открываем рублику «А я делаю так».
(представляю родителей).
Хочу добавить к выступлению родителей, что не только «лэпбук» - это интересно, доступно, но и не очень дорого для вас, родителей в сравнении с нашими дорогими развивающими игрушками.
Спасибо за выступление моим родителям. Я буду ждать ваших новых «лэпбуков».
4 часть. Практическая «Как изготовить «лэпбук?»
Прежде всего для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления нам понадобится плотный материал:
Здесь я хочу поделиться своим опытом.
- папки от набора картонов,
- лист ватмана,
- папка для документов,
- большие поздравительные открытки.
(Раздаю участницам практического задания материал для папок).
Теперь нужно согнуть на несколько частей, придать форму какую вы хотите (шкафа, дома, машины) причем дверцы могут быть симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой, (самоклеящейся пленкой, обоими, цветной бумагой, или просто закрасить.
Теперь нужно сделать различные кармашки разной формы и величины.
Некоторые вы уже вырезали. Давайте покажем всем какой формы они могут быть.
Можно использовать готовые материалы;
- конверт почтовый,
-.из под дисков,
- прозрачный конверт с кнопкой
- открытка – конверт
- фотоальбом
В каждом кармашке располагаете игру, или набор материалов по данной вашей теме.
И тут я открою секрет:
Мы с родителями не использовали интернет. Все игры были сделаны из моих запасов. У каждого воспитателя есть такая коробочка, где он хранит порванную книгу, забытую игру, старые журналы, пособия, которые были изготовленные собственными руками. Вот сейчас у моих участниц почти есть все для приготовления лэпбука, остается выбрать тему. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Новый год". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какую-нибудь конкретную тему, например «Дед мороз», и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
В конце своего выступления я хочу показать как можно использовать «Лэпбук»
для заполнения темы недели. Для этого создаётся макет, с пустыми кармашками, которые дети будут заполнять по мере изучения темы.
Вывод:
«Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Желаю вам успехов.