Елена МБДОУ детский сад Солнышко
Выступление старшего воспитателя Дашковой Елены Леонидовны на районом семинаре. Отчет работы МБДОУ детский сад «Солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Вся работа коллектива ДОУ в 2011 -2012 учебном году велась согласно годовому плану и его основных задач:
ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ
базовой культуры личности, всесторонее развитие психических и
физических качеств, подготовка ребнка к жизни в современном
обществе, обеспечение безопасности и жизнедеятельности ребенка.
Публикация «Выступление старшего воспитателя Дашковой Елены Леонидовны на районом семинаре, Отчет работы МБДОУ детский сад „Солнышко“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Солнце, солнышко
- Старшая группа
- Темочки
В своей работе коллектив опирается на «Программу развития ДОУ», на образовательную программу МБДОУ, которые способствуют совершенствованию образовательной деятельности учреждения.
Сегодня все педагоги дошкольных учреждений озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации. Перед ними стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ.
Слайд 3
Наш детский сад раньше всех начал перестраивать работу ДОУ, как только вышли ФГТ и комментарии к ФГТ в печати. Уже осенью 2011года мы в детском саду началась подготовительная работа : изучение и обсуждение с педагогами материалов по ФГТ. Трудность заключалась в том, что никаких разработанных материалов, как по планированию, так и по организации педагогического процесса с воспитанниками не было. Начинать работать нужно было на ощупь.
Слайд 4
С 1 декабря 2011 года была введена в действие новая программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Слайд 5
Прежде чем перейти на ФГТ с декабря 2011 года. Мы с начало учебного года создали творческую группу по переходу ДОУ на ФГТ и разработку образовательной программы. В ходе работы творческой группы проходили семинары, анализ методических рекомендаций, моделирование воспитательно – образовательного процесса, составление перспективного и календарного планирования на весь учебный год. А также изучение основных моделей организации образовательной деятельности:
- учебной,
- предметно – средовой,
- комплексно – тематической.
К декабрю 2011 года была разработана Образовательная программа ДОУ по ФГТ: именно по той структуре, которую рекомендовало Министерство образования.
Слайд 6
Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
Слайд 7
Образовательная программа ДОУ была высоко оценена проверкой из Брянска, активно внедряющих инновационные технологии и методики. На основе ООП ДОУ, были разработаны учебные образовательные программы в каждой возрастной группе.
Слайд 8
К январю 2011 года детский сад разработал долгосрочный педагогический проект «Построение воспитательно – образовательного процесса в детском саду по Федеральным государственным требованиям к Образовательной программе ДОУ», по которому мы начали работать и продолжаем его осуществлять.
Цель проекта:
Цель проекта: обеспечение готовности дошкольного учреждения к реализации ФГТ в образовательном процессе.
Основные задачи проекта:
- Осуществить полный переход на новую форму планирования и моделирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, с интеграцией образовательных областей и комплексно–тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса, где решение программных образовательных задач будет осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, причем не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
- Разработать планирующую и регламентирующую рабочую документацию по ФГТ
- Построение воспитательно -образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых является игра - ведущий вид детской деятельности.
Этапы реализации проекта:
Слайд 9
1-й этап — подготовительный.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по ФГТ: изучение содержания Федеральных государственных требований к Образовательной программе ДОУ, нормативно-правовых материалов, статей из педагогических изданий, ИКТ. Постановка целей и задач по обновлению содержания дошкольного образования.
2-й этап — рабочий.
Разработка Образовательной программы, рабочей регламентирующей и планирующей документации. Практическая работа по внедрению ФГТ. Поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й этап — обобщающий. Декабрь 2011 г.
Обобщение результатов работы по организации педагогической работы по ФГТ, их анализ, формулировка выводов и составление рекомендаций по дальнейшей реализации Федеральных требований.
4-й этап – закрепляющий. В течении года.
Нарабатывание практического опыта педагогами детского сада по организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых: в организованной образовательной детской деятельности, в режимные моменты, в самостоятельной деятельности во взаимодействии с организованной развивающей игровой средой ДОУ.
Слайд 10
Вначале пути процесс внедрения ФГТ был очень трудным. Педагоги не могли сразу перестроиться, изменить старые стереотипы работы : считали, что занятия – основной метод обучения детей. Стали перестраиваться. Часто собирались обсудить вопросы планирования, вопросы модели поведения воспитателя при организации совместных игр с детьми в режимные моменты, при организации совместной деятельности в занимательном деле, в продуктивных видах деятельности и др. Трудность заключается в том, что с выходом ФГТ воспитателю теперь нужно тщательно готовиться не только к НОД, но и к организации различных видов детской деятельности, играм, к режимным моментам, т. к. образовательная деятельность происходит в течение всего рабочего дня. Это трудно. 10,5 часов быть готовым еще не у всех воспитателей получается.
В декабре 2011 г в детском саду состоялся МС. На МС состоялось очень бурное, активное обобщение результатов работы по организации педагогической работы по ФГТ, составление рекомендаций по дальнейшей реализации Федеральных требований.
Слайд 11
Что сделано по задаче перехода на ФГТ:
* Осуществлен переход работы ДОУ по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 года выпуска
* Педагоги изучили значение и содержание 10 образовательных областей, поняли суть интеграции ОО и 8-и видов детской деятельности. Разобрались в схеме планирования организованной совместной деятельности взрослого и детей в занимательном деле и в режимных моментах. Стали более тщательно планировать и организовывать образовательную деятельность не только на занятиях, а в течение всего пребывания ребенка в детском саду : через 8 видов детской деятельности, основной из которых является детская игра, что соответствует ФГТ.
* Разработана схема интеграции образовательных областей. В календарном планировании краткий план занимательного дела отражает интеграцию нескольких образовательных областей или видов детской деятельности, что превращает занятие в увлекательное дело.
Слайд 12
Нельзя сказать, что у всех воспитателей работа по ФГТ построена отлично. Есть педагоги, которым еще нужно повышать свой профессионализм, работая над тем, чтобы:
- занимательное дело соответствовало статусу увлекательного дела!
- чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной.
Слайд 13
* Разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год. Темы неделей едины во всех группах ДОУ, кроме раннего возраста. в средней, старшей и подготовительной группах, но программное содержание отличается в соответствии с возрастной категорией. Комплексно-тематическое планирование положительно оценено педагогами с точки зрения увлекательности, и освоения детьми программы через увлекательные виды детской деятельности. При комплексно-тематическом планировании с интеграцией ОО уходит в прошлое заорганизованность всего педагогического процесса в ДОУ. В комплексно-тематической неделе за основу берется познавательное занимательное дело. К нему разработаны сопутствующие занятия (коммуникация, лепка, аппликация, конструирование, рисование, которые продолжают основную тему недели. В разных видах детской деятельности дети познают необходимый объем знаний, умений и навыков по теме.
Но наши педагоги нашли и отрицательные стороны в комплексно-тематическом планировании. Нарушается дидактический принцип дошкольного обучения: принцип системности и последовательности; обучение от простого к сложному. При тематическом планировании трудно соблюсти эти условия.
Слайд 14
Планирование музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО тоже связано с темой недели. Тему недели они связывали в основном с разделом «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально – ритмические упражнения». По ФИЗО подвижная игра, ОРУ, комплексы утренней гимнастики.
Например: Тема «Осень» - импровизация с осенними листьями.
Тема «Лето» - изображение бабочек, насекомых
Слайд 15
Комплексно – тематическое планирование строится на основе принципа событийности. Выделенные события должны быть понятны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение. События могут быть классифицированы следующим образом:
- День России, День защитника Отечества
- явления нравственной жизни
- явление окружающей природы
- мир искусства, литературы
- традиционные праздники (Новый год, День матери)
Слайд 16 (таблица)
На данном этапе мы разработали и реализовали тематику на 2 недели. Это позволило более качественно спроектировать образовательную деятельность, реализовать план на практике и проанализировать результаты.
Уже в соответствии с комплексно-тематическим планом воспитатели разрабатывают календарные планы на тематические периоды, перспективные, комплексно – тематические, выделяя образовательные области.
Слайд 17
* Воспитателями тщательно продумывается содержание развивающей среды по возрастам. Они еженедельно обновляют игровую и наглядную среду в зависимости от темы недели. При планировании педагоги предусматривают виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.
Слайд 18
Иллюстрации, книги, игрушки, макеты, работы детей, использованные на тематической неделе, оформляются в группе, чтобы дети вне занятий повторно рассматривали, использовали для игры, беседовали со сверстниками в свободной обстановке и тем самым закрепляли свои знания по теме. (пример Космос)
Из всего сказанного можно сделать вывод: Практический процесс по внедрению ФГТ в работу детского сада идет не всегда гладко. В процессе работы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.
В настоящее время мы работаем по 4 этапу нашего проекта ««Построение воспитательно – образовательного процесса в детском саду по Федеральным государственным требованиям к Образовательной программе ДОУ».
Определенные трудности возникли с проведением мониторинга детского развития и уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. В предложенной в Программе системе мониторинга, к сожалению, недостаточно полно представлен диагностический материал, необходимый для оценки развития ребенка. По представленным таблицам трудно сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую и общесадовскую тенденцию развития. Поэтому первоначальный мониторинг вряд ли позволит объективно судить об уровне детского развития и овладения детьми необходимыми навыками и умениями.
Слайд 19
Мониторинг детского развития проводится три раза в год:
- в октябре
- январе
- в мае.
В проведении мониторинга участвуют:
- педагоги,
- узкие специалисты
- медицинский работник.
Основная задача мониторинга - определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг включает в себя два компонента:
- мониторинг образовательного процесса,
- мониторинг детского развития.
Слайд 20 - 21
С переходом на ФГТ изменились и взаимоотношения детского сада и семьи. Родители – не сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Мы стараемся не только привлечь родителей к участию в образовательном процессе, но продолжить начатую нами работу по темам в домашних условиях. Для этого в уголках для родителей, на информационных стендах детского сада размещается информация о теме текущей недели, о предстоящей совместной деятельности педагогов и детей, планируемом итоговом мероприятии. Совместно с родителями проводились тематические проекты «Лучшая игрушка к Новому году», «Космос», 8 Марта, 23 февраля.
Слайд 22
В 2011-2012 учебном году на базе нашего ДОУ проходило РМО по ФГТ, где принимали участие педагоги района. Молчанова Людмила Николаевна проводила занятие в средней группе с учетом интеграции разных видов деятельности.
Слайд 23
Также в данном учебном году наш детский сад принимал участие в конкурсе «Воспитатель года 2012». В нем участвовала Товпеко Ольга Михайловна. НОД которую она организовала была представлена с учетом ФГТ.
Слайд 24
Молчанова Людмила Николаевна участвовала в конкурсе на Грант губернатора Брянской области, и подтвердила первую категорию. Представляла свой опыт работы, презентацию комиссии из города Клинцы.
Слайд 25
Вывод: деятельность коллектива ДОУ в течение 2011 – 2012 учебного года была разнообразной и многоплановой. Достигнутые результаты работы, в целом, соответствуют поставленным в начале учебного года целям и задачам.
Конечно, внедрение чего-то нового, тем более в области образования и в дошкольном образовании в частности, - дело нелегкое, требующее творчества, инициативы, оптимизма. Хочется пожелать всем дошкольным работникам удачи и успехов в их нелегком труде.