Вера Кульбовская
Проект «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
В декабре 2013 года я прошла аттестацию. Предлагаю Вашему вниманию проект, который я защитила.
Тема проекта :
«Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»
Тип проекта – открытый
По характеру содержания – ребёнок, общество и природа
По количеству участников – групповой
Продолжительность – 1 год
Публикация «Проект „Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
-Дети старшей группы №3
-Воспитатели
-Родители
Актуальность
Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Успешно заниматься воспитанием бережного отношения к природе можно тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под воспитанием бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом. Достичь этого можно в том случае, если учить детей понимать себя, и всё то, что происходит вокруг.
А поскольку дидактическая игра является одной из форм обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное я решила использовать возможности дидактической игры, как эффективного средства воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза
Любовь и положительное отношение к природе будет более эффективно, если использовать систему дидактических игр на основе природо-познавательного содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию и с использованием инновационных технологий.
Цель проекта :
Формирование у детей интереса и любви к природе через дидактическую игру
Задачи:
* Анализ научно-методической литературы по проблеме
* Расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях посредством дидактических игр
* Формировать у детей устойчивый интерес к дидактическим играм, ответственное отношение к окружающей среде;
* Развивать познавательный интерес, наблюдательность;
* Воспитывать бережное отношение к природе
Основные ожидаемые результаты:
1. Дети приобретут доступные их пониманию знания о природе, их ответственное отношение к окружающей среде и умение использовать эти знания в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.
2. Повысится уровень познания природы у воспитанников, родителей и педагогов.
3. У участников проекта сформируется интерес к дидактическим играм, связанных с природой.
4. Между детьми, родителями и педагогами установятся доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и взаимоотношениях.
Этапы проекта :
1 этап подготовительный включает следующее содержание работы:
* Ознакомление педагогов с содержанием и методикой проекта;
* Входная диагностика;
* Перспективное планирование по реализации проекта;
* Работа с родителями о содержании проекта;
* Анкетирование родителей;
* Подбор дидактических игр и наглядного материала о природе.
(Срок выполнения сентябрь, ответственное лицо воспитатель).
2 этап практический (реализация проекта) : сюда входит:
* Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей познавательного цикла с включением дидактических игр;
* Изготовление папки-передвижки «Лесные правила»;
* Мастер-класс по дидактическим играм;
* Разработка дидактической игры «Узнай растения по семенам»;
* Включение дидактических игр в перспективный план по ФЦКМ.
* Работа с родителями: консультации, беседы, мастер – классы;
* Викторина «Знатоки природы»;
* Изготовление гербария «Растения нашего края»;
* Фото – сессия «Путешествие по растениям»
* Досуг «Лесная аптека на службе человека»
(Срок выполнения октябрь-апрель, ответственное лицо воспитатель).
3 этап заключительный:
* Итоговая диагностика;
* Анализ результатов;
(Срок выполнения май, ответственное лицо воспитатель)
Перспектива на будущее
Обобщение результатов работы: Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях действенного отношения к окружающему посредством использования системы дидактических игр, как одного из средств в ознакомлении дошкольников с природой.
Перспективное планирование по проекту
Сентябрь
Тема – Природа родного края.
Содержание работы:
• Подбор методической литературы и ознакомление с задачами и целью проекта его участников
• Анкета для родителей «Игра в жизни ребёнка»
• Беседа на тему «Поможем природе»
• Изготовление папки- передвижки «Лесные правила»
• Дидактические игры «Времена года», «Подбери пару», «Опиши, мы отгадаем»
Октябрь
Тема – Золотая осень.
• Экскурсия в парк, сбор природного материала
• Дидактические игры «Что в корзину мы берём?», «Угадай, кто я?», «Грибная полянка»
• Изготовление гербария «Растения нашего края»
• Праздник «Осень в гости к нам пришла»
Ноябрь
Тема – Осенние заботы зверей и птиц.
• НОД по формированию целостной картины мира «Как звери и птицы к зиме готовятся»
• Совместная работа с детьми и родителями: подбор и сортировка материала к игре «Узнай растения по семенам»
• Дидактические игры «Птички на ветках», «Накорми зверей и птиц», «Кто, где живёт?»
• Тематический день «В мире природы»
Декабрь
Тема – Зима
• Беседа «Зима полна серебра»
• Дидактические игры «Когда это бывает?», «Назови действие»
• Исследовательская деятельность «Где снежинки?»
• Экскурсия к водоёму
• Консультация для родителей «Игры как средство эколого – эстетического воспитания»
Январь
Тема – Белый снег пушистый
• Дидактические игры «Чьё жилище?», Чьи следы?», «Кто у кого?»
• НОД по формированию целостной картины мира «Покормите птиц зимой»
• Слушание голосов птиц в записи
Февраль
Тема – Наедине с природой
• Экскурсия в музей
• Дидактические игры «Мы знаем и любим природу», «Лес», «Какое время года?», «Четвёртый лишний»
• НОД по формированию целостной картины мира «Голоса природы»
• Досуг «Лесная аптека на службе человека»
Март
Тема – Весна – красна
• Дидактические игры «Отгадывание загадок о весне», «Назови действия, которые происходят весной»
• НОД по формированию целостной картины мира «Прогулка на лесную полянку»
• Мастер – класс по дидактическим играм
Апрель
Тема – Здравствуй, матушка – природа!
• Дидактические игры : «Узнай насекомое», «Кто летает, прыгает, плавает?», Угадай, что где растёт?», «Цветы»
• Викторина «Знатоки природы»
• НОД по формированию целостной картины мира «лес – наше богатство»
Май
Тема – Весна красна цветами, цветущими лугами
• Совместная экскурсия с родителями и детьми на луг – фото-сессия «Путешествие по растениям»
• Подведение итогов проекта
• Анализ полученных результатов, сравнение с ожидаемыми
Литература
• Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
• Мамина школа «Игры в детском саду»
• Грехова «В союзе с природой»
• Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
• Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»
• Интернет - ресурсы