Взаимодействие дефектолога-логопеда с родителями в коррекционной группе

татьяна ефимова
Взаимодействие дефектолога-логопеда с родителями в коррекционной группе

Слайд 1.Тема презентации: «Оптимизация взаимодействия с семьей на основе активных форм сотрудничества».

Слайд 2.Актуальность темы: В законе «Об образовании»РФ сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с особыми образовательными потребностями, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, должна включать коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых не способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе преодоления дефекта ребенка.

Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность дефектолога организовать отношения с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребенку. Семья является системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Слайд 3. Проанализировав собственный опыт взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР,определила трудности: непонимание психофизических особенностей развития ребенка с ЗПР со стороны родителей, а также неумение организовать соответствующее его уровню развития общение и эффективное познавательное взаимодействие, отсутствие у родителей интереса к содержанию коррекционно-воспитательной работы и стремления к сотрудничеству с педагогами.

Сообразно с этим выделила противоречие между необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и их недостаточной педагогической компетентностью и семейной дезорганизацией в вопросах воспитания детей.

В результате вышесказанного обнаружила проблему – недостаточная психолого-педагогическая осведомленность родителей и отсутствие тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР. Для решения проблемы необходимо оптимизировать собственную деятельность по взаимодействию с семьей.

Слайд 5.

Определены следующие задачи взаимодействия:

Расширение психолого-педагогической осведомленности родителей.

Информирование о содержании коррекционно-развивающей работы.

Формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку.

Обучение некоторым приемам работы с детьми с ОВЗ.

Формирование потребности в участии в коррекционно-развивающей работе ДОУ.

Обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями к образованию.

Слайд 6. Как следствие этого, в 2008 учебном году разработана и реализована план-программа взаимодействия педагогов группы и родителей, которая состояла из цикла тематических встреч участников образовательного процесса.

Цель программы: Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах психоречевого развития и воспитания детей с ОВЗ.

Слайд 7.Задачи:

1. Обеспечить интенсивность освоения родителями комплекса специальных знаний и умений, способствующих коррекции психоречевого развития детей.

2. Выработать у родителей позицию активных участников коррекционно-образовательного процесса.

3. Научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

4. Развивать партнерские отношения педагогов и родителей.

5. Научить родителей объективно анализировать результаты коррекционно-образовательного процесса.

Слайд 8. Принципы взаимодействия педагогов и родителей.

Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.

Дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень дефектологической осведомленности.

Наличие условия обратной связи с родителями.

Доверительность отношений, т. е. обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

Слайд 9-10. Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера.формы использовались как традиционные так и нетрадиционные: педагогическая гостиная, познавательно-игровая викторина с участием взрослых и детей, игровой практикум, тренинг, совместные занятия и др. Режим проведения планировался с учетом взаимной договоренности с родителями, наличия профессиональных сил в ДОУ.

Наряду с перечисленными формами проводились групповые и индивидуальные консультации, родительские пятиминутки. Разрабатывались памятки для родителей, которые выдавались в конце встреч. Для родителей, не принимавших участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества, использовался информационный стенд, оформлялась папка-передвижка «В копилку семьи», содержание которой определялось с учетом воспитательного опыта конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формировалось специалистами и педагогами.

Создана «Домашняя игротека», в которой отобраны и разработаны игры, упражнения и задания на закрепление различных психоречевых навыков, с учетом загруженности родителей ежедневными заботами и возможностью проводить эти игры «на кухне» в процессе занятия домашними делами.

Периодически проводились выставки совместных семейных поделок «Как умелые ручки

язычку помогли» с целью развития мелкой моторики детей средствами творческого

взаимодействия с родителями.

Слайд 11-19. Тематический план мероприятий. Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера. Восемь тематических встреч (темы, задачи, содержание представлены на слайдах) рассчитаны на два года (старшая и подготовительная группы).

В разработке и апробации плана-программы взаимодействия с родителями сделан акцент на инициативный характер игрового общения «дефектолог – родитель – ребенок – воспитатель».

Слайд 20. Очень высокую значимость в работе по взаимодействию с семьей показала инновационная проектная деятельность. Разработка и осуществление проектов по развитию детско-родительских отношений стала одним из необходимых условий достижения эффективности в коррекционном воздействии на детей.

Слайд 21. Значение совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей: обеспечивает благоприятные условия для формирования социальной компетентности, что немаловажно в коррекционной работе с детьми с ЗПР. А также имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта, и является, на наш взгляд, эффективным средством интеграции ДОУ и семьи.

Слайд 22. Разработаны и реализованы следующие проекты «Семейка слов», «Веселая азбука», «Веселая полянка», «Покормите птиц зимой». Участниками проекта являлись дети, родители и педагоги группы.

Слайд 23-25. Работа над семейными проектами.

Слайд 26-38. Фотоотчет о работе с родителями.

На слайдах представлены фото с презентаций детско-родительских проектов с 2008 по 2012 гг.

После таких мероприятий мамы и папы становятся более открытыми и доброжелательными, их отношение передается и ребенку. Помимо коррекционно-образовательных задач этот метод позволяет влиять на заинтересованность родителей в результатах работы, активизировать педагогический потенциал и повысить их педагогическую грамотность.

Таким образом, привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

Слайд 37-38. Создание предметно-развивающей среды группы совместно с родителями. Родители активно привлекались к изготовлению практических пособий для игр и занятий, оказывали помощь в оборудовании уголков группы для игровой и образовательной деятельности.

Слайд 39. В результате этой деятельности отмечаю активизацию родительского потенциала, повышение педагогической компетентности родителей, их заинтересованности в совместной работе по преодолению нарушений в развитии дошкольников и улучшение детско-родительских отношений, что подтверждают наблюдения, беседы с родителями, опросы, анкетирование.

Слайд 40. Эффективность такого плодотворного сотрудничества повлияла на качество коррекционной работы с дошкольниками, которое доказывают данные о выпускниках за последние 4 года.

Слайд 41. Анализ родительского анкетирования за последние 3 года (2008-2009 г.) показал 100% удовлетворенность образовательными услугами детского сада и работой учителя-дефектолога.

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Презентация «Клад» — автоматизация звука Л. 1 слайд название презентации " Клад" 2 слайд задачи: автоматизация звука Л в словах, словочетаниях и предложениях, согласование прилагательных.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Взаимодействие дефектолога-логопеда с родителями в коррекционной группе
Опубликовано: 12 октября 2014 в 06:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

26 октября. Международный день школьных библиотек

С 1999 года по инициативе ЮНЕСКО в четвертый понедельник октября отмечается Всемирный день школьных библиотек. Главное событие этого праздника в России – Форум школьных библиотекарей, который проходит в...

Фотоотчёт «На пути железнодорожном будь предельно осторожным!»
«На пути железнодорожном будь предельно осторожным! » В рамках месячника «Безопасная железная дорога», с целью обогащения знаний детей о железной дороге,...
Квест-зарядка по русским народным сказкам
Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест ( заимствование англ. Quest —...
Отчёт по теме «Традиционные и нетрадиционные виды работы с родителями в нашей группе»
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ? Как сделать родителей участниками...