Взаимодействие дефектолога-логопеда с родителями в коррекционной группе

татьяна ефимова
Взаимодействие дефектолога-логопеда с родителями в коррекционной группе

Слайд 1. Тема презентации: «Оптимизация взаимодействия с семьей на основе активных форм сотрудничества».

Слайд 2. Актуальность темы: В законе «Об образовании» РФ сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с особыми образовательными потребностями, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, должна включать коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых не способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе преодоления дефекта ребенка.

Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность дефектолога организовать отношения с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребенку. Семья является системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Слайд 3. Проанализировав собственный опыт взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР, определила трудности: непонимание психофизических особенностей развития ребенка с ЗПР со стороны родителей, а также неумение организовать соответствующее его уровню развития общение и эффективное познавательное взаимодействие, отсутствие у родителей интереса к содержанию коррекционно-воспитательной работы и стремления к сотрудничеству с педагогами.

Сообразно с этим выделила противоречие между необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и их недостаточной педагогической компетентностью и семейной дезорганизацией в вопросах воспитания детей.

В результате вышесказанного обнаружила проблему – недостаточная психолого-педагогическая осведомленность родителей и отсутствие тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР. Для решения проблемы необходимо оптимизировать собственную деятельность по взаимодействию с семьей.

Слайд 5.

Определены следующие задачи взаимодействия:

Расширение психолого-педагогической осведомленности родителей.

Информирование о содержании коррекционно-развивающей работы.

Формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку.

Обучение некоторым приемам работы с детьми с ОВЗ.

Формирование потребности в участии в коррекционно-развивающей работе ДОУ.

Обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями к образованию.

Слайд 6. Как следствие этого, в 2008 учебном году разработана и реализована план-программа взаимодействия педагогов группы и родителей, которая состояла из цикла тематических встреч участников образовательного процесса.

Цель программы: Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах психоречевого развития и воспитания детей с ОВЗ.

Слайд 7. Задачи:

1. Обеспечить интенсивность освоения родителями комплекса специальных знаний и умений, способствующих коррекции психоречевого развития детей.

2. Выработать у родителей позицию активных участников коррекционно-образовательного процесса.

3. Научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

4. Развивать партнерские отношения педагогов и родителей.

5. Научить родителей объективно анализировать результаты коррекционно-образовательного процесса.

Слайд 8. Принципы взаимодействия педагогов и родителей.

Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.

Дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень дефектологической осведомленности.

Наличие условия обратной связи с родителями.

Доверительность отношений, т. е. обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

Слайд 9-10. Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера. формы использовались как традиционные так и нетрадиционные: педагогическая гостиная, познавательно-игровая викторина с участием взрослых и детей, игровой практикум, тренинг, совместные занятия и др. Режим проведения планировался с учетом взаимной договоренности с родителями, наличия профессиональных сил в ДОУ.

Наряду с перечисленными формами проводились групповые и индивидуальные консультации, родительские пятиминутки. Разрабатывались памятки для родителей, которые выдавались в конце встреч. Для родителей, не принимавших участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества, использовался информационный стенд, оформлялась папка-передвижка «В копилку семьи», содержание которой определялось с учетом воспитательного опыта конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формировалось специалистами и педагогами.

Создана «Домашняя игротека», в которой отобраны и разработаны игры, упражнения и задания на закрепление различных психоречевых навыков, с учетом загруженности родителей ежедневными заботами и возможностью проводить эти игры «на кухне» в процессе занятия домашними делами.

Периодически проводились выставки совместных семейных поделок «Как умелые ручки

язычку помогли» с целью развития мелкой моторики детей средствами творческого

взаимодействия с родителями.

Слайд 11-19. Тематический план мероприятий. Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера. Восемь тематических встреч (темы, задачи, содержание представлены на слайдах) рассчитаны на два года (старшая и подготовительная группы).

В разработке и апробации плана-программы взаимодействия с родителями сделан акцент на инициативный характер игрового общения «дефектолог – родитель – ребенок – воспитатель».

Слайд 20. Очень высокую значимость в работе по взаимодействию с семьей показала инновационная проектная деятельность. Разработка и осуществление проектов по развитию детско-родительских отношений стала одним из необходимых условий достижения эффективности в коррекционном воздействии на детей.

Слайд 21. Значение совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей: обеспечивает благоприятные условия для формирования социальной компетентности, что немаловажно в коррекционной работе с детьми с ЗПР. А также имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта, и является, на наш взгляд, эффективным средством интеграции ДОУ и семьи.

Слайд 22. Разработаны и реализованы следующие проекты «Семейка слов», «Веселая азбука», «Веселая полянка», «Покормите птиц зимой». Участниками проекта являлись дети, родители и педагоги группы.

Слайд 23-25. Работа над семейными проектами.

Слайд 26-38. Фотоотчет о работе с родителями.

На слайдах представлены фото с презентаций детско-родительских проектов с 2008 по 2012 гг.

После таких мероприятий мамы и папы становятся более открытыми и доброжелательными, их отношение передается и ребенку. Помимо коррекционно-образовательных задач этот метод позволяет влиять на заинтересованность родителей в результатах работы, активизировать педагогический потенциал и повысить их педагогическую грамотность.

Таким образом, привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

Слайд 37-38. Создание предметно-развивающей среды группы совместно с родителями. Родители активно привлекались к изготовлению практических пособий для игр и занятий, оказывали помощь в оборудовании уголков группы для игровой и образовательной деятельности.

Слайд 39. В результате этой деятельности отмечаю активизацию родительского потенциала, повышение педагогической компетентности родителей, их заинтересованности в совместной работе по преодолению нарушений в развитии дошкольников и улучшение детско-родительских отношений, что подтверждают наблюдения, беседы с родителями, опросы, анкетирование.

Слайд 40. Эффективность такого плодотворного сотрудничества повлияла на качество коррекционной работы с дошкольниками, которое доказывают данные о выпускниках за последние 4 года.

Слайд 41. Анализ родительского анкетирования за последние 3 года (2008-2009 г.) показал 100% удовлетворенность образовательными услугами детского сада и работой учителя-дефектолога.

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Презентация «Клад» — автоматизация звука Л. 1 слайд название презентации " Клад" 2 слайд задачи: автоматизация звука Л в словах, словочетаниях и предложениях, согласование прилагательных.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Взаимодействие дефектолога-логопеда с родителями в коррекционной группе
Опубликовано: 12 октября 2014 в 06:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Конструирование. Тема: «Петух с красивым хвостом»
Конструирование. Тема: «Петух с красивым хвостом» Задачи: Познакомить детей с разными изображениями петуха; углубить детские представления о данном...
Развлечение «Вкусовая мозаика»
Развлечение «Вкусовая мозаика». Это развлечение – игра всегда проходит на «ура». Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать...
Конспект НОД по конструированию из разного материала «Дары леса — грибы и ягоды» во...
Конспект НОД по конструированию из разного материала во второй младшей группе на тему «Ягодные кустики», в рамках тематической недели «Дары леса: грибы и...