Ирина Дубровская
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГОЛЫНСКАЯ Ольга Сергеевна, воспитатель структурного подразделения МБОУ «Изыхская СШ» детский сад «Колобок»
ДУБРОВСКАЯ Ирина Владимировна, воспитатель структурного подразделения МБОУ «Изыхская СШ» детский сад «Колобок»
Республика Хакасия, Алтайский район, п. Изыхские Копи
Аннотация Статья посвящена воспитанию нравственных качеств детей дошкольного возраста в современной системе воспитания. Рассмотрены качества, характеризующие нравственного человека, такие как доброта, ответственность, толерантность, дружелюбность, вежливость и др. Показана значимость использования различных форм взаимодействия школы и семьи в формировании нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова воспитание, нравственность, формы взаимодействия, воспитательный процесс, личность, гражданин.
В связи с переходом дошкольного образовательного учреждения на ФГОС нового поколения организация воспитательного процесса должна включать в себя всестороннее развитие детей дошкольного возраста. При этом в детском саду должны быть созданы условия для обеспечения духовно-нравственного развития воспитанников в процессе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской ответственности [1, 12].
Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. Как говорил в свое время Песталоцци - «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему». Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Именно в семье дети учатся воспитанности, пунктуальности, сдержанности, постигают этические нормы поведения в обществе. От того, как строятся отношения в семье во многом зависит, какими вырастут дети. [4, 94]
На сегодняшний день, такие факторы, как низкий уровень жизни, отсутствие четко сформулированных социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, повлияли на характер взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией.
Так же, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности ребенка. Все воспитание сводиться только к материальному содержанию ребенка. Многие родители просто не обладают знаниями возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста и осуществляют процесс воспитания интуитивно.
В связи с этим перед педагогом стоит ответственная миссия – сделать родителей соучастниками всего воспитательного процесса.
Традиционно взаимодействие образовательных организаций с семьями обучающихся начинается с проведения родительских собраний. Родителям нужно помогать становиться хорошими воспитателями, их никто этому специально не обучал, поэтому задача педагога – мотивировать родителей на получение этих знаний. Чтобы проникнуться целью воспитания нравственно зрелой личности, родители должны сами осознавать необходимость в этом [3, 99].
Многие воспитатели утверждают, что родители пассивны по отношению к группе, где находится их ребенок, и тем более по отношению к дошкольной образовательной организации в целом. В тоже время сами родители признаются, что нуждаются в помощи педагогов в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Воспитателю необходимо знать о том, что планируя работу с семьями воспитанников, нужно учитывать социальное положение семей, уровень образования родителей, стиль взаимоотношений между членами семьи, а также личностные особенности каждого из родителей. Необходимо систематически вести диагностическую работу, которая позволит увидеть объективную картину социальной среды в группе [6, 9].
Для осуществления более успешной работы воспитатель проводит не только родительские собрания. В его копилке такие формы работы, как встречи родителей, анкетирование, совместная разработка памяток, различные практикумы, семинары по обмену опытом [2, 88].
Эти непосредственные контакты дают возможность и педагогу и семье по-новому взглянуть на личность ребенка, найти новые пути взаимодействия с ребенком, объективно оценить уровень развития его личности.
Педагогу следует помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в поведении ребенка или, тем более, публичными негативными высказываниями о детях [5, 18]. Также следует избегать назидательного тона и нравоучительных замечаний при общении с родителями.
Сотрудничество ДОУ и семьи – это результат целенаправленной работы воспитателя и родителя, которая предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий воспитания в семье [2,88]. Взаимодействие детского сада и семьи будет успешным, если воспитатель правильно выберет педагогические приемы взаимодействия, если существует так называемый «педагогический треугольник», включающий педагога, родителя и дошкольника.
Таким образом, только в совместной деятельностью с семьей дошкольная образовательная организация сможет обеспечить достижение высоких результатов нравственного воспитания, поэтому сотрудничество семьи и ДОУ позволяет решать главную задачу воспитания – формирование у детей качеств, которые позволяют им стать достойными гражданами общества.