Папки-передвижки

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре

Оля Казначеева
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре

Подготовила:

Учитель-логопед

Казначеева Ольга Владимировна

МБДОУ ЦРР № 78 «Белоснежка»

2015г

Дизартрия является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста и наступает в результате органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Специфика двигательных расстройств зависит от локализации поражения ЦНС и тяжести нарушения. В логопедической работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, одним из направлений является коррекция нарушений лицевой, артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также выработка контроля за положением рта, развитие голоса, речевого дыхания, ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Одним из современных направлений развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. С этой целью разрабатываются модели и различные формы взаимодействия специалистов, определяются их функциональные обязанности и направления работы. Концептуальные и структурно-содержательные аспекты проблемы организации преемственности в работе специалистов ДОУ раскрыты в исследованиях Ю. К. Бабанского, М. Л. Барановой (Скуратовской, С. Ю. Васенькиной, Е. Ф. Войлоковой, А. А. Майера, Т. Н. Смирнова, А. А. Ушакова и др.

Публикация «Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре» размещена в разделах

Однако, анализ статей в изданиях периодической печати показал, что на практике проблема взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре решается с позиций использования общих для этих специалистов логопедических технологий.

Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования позволило выявить противоречие между имеющимися концептуальными подходами, разработанными моделями взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре и применением конкретных логопедических технологий в логопедической практике. На наш взгляд для комплексной коррекции нарушений двигательных функций у детей с дизартрией необходимо определить формы взаимодействия и содержание деятельности логопеда и инструктора по физической культуре на каждом этапе педагогического процесса. Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции нарушений двигательных функций у дошкольников с дизартрией будет эффективно при следующих условиях:

­ реализация разнообразных форм взаимодействия на каждом этапе коррекционно-развивающей работы;

­ определение дифференцированных целей, задач, содержания, средств и методов работы с детьми в зависимости от состояния речевых и моторных функций дошкольников с дизартрией.

Логопедическое воздействие при дизартрии имеет комплексный характер, при котором коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания, а спецификой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Научно обоснованы дифференцированные направления коррекционного воздействия при разных формах дизартрических нарушений речи, в качестве средств коррекции используются кинезотерапия и логопедическая ритмика.

В ряде законодательных актов и нормативно-правовых документах Российской Федерации обозначены задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Вопросы физического воспитания изучаются в научно-методическом аспекте, рассматриваются учеными с позиций личностно-ориентированного образования, анализируются структурные элементы, социальные и биологические основания физкультурной деятельности как специфической деятельности человека.

В настоящее время научно обоснованы концептуальные и структурно-содержательные аспекты проблемы организации преемственности в работе специалистов ДОУ, на занятиях логопеда и инструктора по физической культуре. Используются разные логопедические технологии : игры на движение с речевым сопровождением, игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, логоритмические упражнения с музыкальным и без музыкального сопровождения, логопедический массаж и дыхательная гимнастика, интегрированные физкультурно-логопедические досуги и развлечения, общеразвивающие упражнения, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики,

В процессе коррекционно-развивающей работы ведущую роль координатора выполняет учитель-логопед, т. к. именно он обладает максимальной компетентностью при планировании и реализации технологий коррекции нарушений двигательных функций дошкольников с дизартрией. Инструктор по физической культуре выполняет свои специфические функции в процессе тесного взаимодействия с логопедом.

Взаимодействие этих специалистов ДОЛЖНО БЫТЬ направлено на коррекцию нарушений двигательных функций дошкольников с дизартрией на каждом этапе педагогического процесса. Выбор форм взаимодействия ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ в зависимости от содержания работы этих специалистов на каждом этапе коррекционно-развивающей работы.

Логопедом и инструктором по физической культуре изучается состояние двигательных функций каждого ребенка. Диагностика проводится в начале учебного года по четырем направлениям: общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика. Результаты диагностики фиксируются в речевой карте и обсуждаются совместно двумя специалистами. Ведущей формой взаимодействия выступает педагогический консилиум.

На основе выводов разрабатываются дифференцированные коррекционно-развивающие компоненты обучения. Дифференциация проводится в зависимости от уровня сформированности двигательных функций, которые могут быть различны для детей с ФФНР и ОНР. На этом этапе осуществлялся поиск дифференцированных целей, задач, содержания, средств и методов работы с детьми в зависимости от состояния речевых и моторных функций дошкольников с дизартрией. Специалисты вносят коррективы во все компоненты педагогического процесса (цель, задачи, содержание, средства, методы работы). Формами взаимодействия специалистов выступают рабочие совещания, консультации, семинары, тренинги, взаимопосещения занятий и других форм работы с детьми, планирование и реализация дифференцированных и комплексных занятий, развлечений, праздников и др.

Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими средний уровень сформированности двигательных функций.

Цель – совершенствование общей, мелкой, лицевой и артикуляционной моторики.

Задачи:

совершенствование двигательной сферы детей, обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно и последовательно организованные движения;

совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции;

совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса, формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык;

совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков;

совершенствование кинетической основы артикуляторных движений;

дальнейшее развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции;

нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса при дизартрии.

Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими низкий уровень сформированности двигательных функций.

Цель – формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой, лицевой и артикуляционной моторики.

Задачи:

совершенствование двигательной сферы детей, обучение точному выполнению двигательной программы, развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации;

совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции, уточнение состава двигательных актов, формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук;

совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса;

обучение объединению, обобщению последовательных импульсов в единый, организованный по времени двигательный стереотип, серийно организованные двигательные навыки;

подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений, развитие двигательно-кинестетической обратной связи посредством уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков;

формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);

формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);

развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмуривание глаз, надувание щек, поднимание и нахмуривание бровей);

нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса при дизартрии.

Далее логопед и инструктор по физической культуре изучают динамику развития двигательных функций детей, анализируя результаты и дальнейшую работу в этом направлении.

Публикации по теме:

Аналитический отчет за год инструктора по физической культуре Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии Программой «От Рождения до школы» - основной общеобразовательной.

Консультация для родителей «О роли инструктора по физической культуре» Цель: Познакомить коллег и родителей с целями и задачами Примерной общеобразовательной программы воспитания и роли инструктора по физическому.

Отчет инструктора по физической культуре об использовании современных технологий в ДОУ Перед дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой,что.

План по самообразованию инструктора по физической культуре Направление: физкультурно-оздоровительное. Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной.

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Харченко Марины Борисовны МБДОУ ДС КВ № 11 "Теремок» Тема: «Внедрение.

Самоонализ профессиональной деятельности инструктора по физической культуре Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В современных условиях все ускоряющегося темпа.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы Изотова Любовь Григорьевна, инструктор по физической культуре, Московская область, Серпуховский район, МДОУ Липицкий детский сад комбинированного.

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями старшей группы (1 квартал) Сентябрь Консультация: Дата 1,2 неделя 1.09-12.09 3 неделя 15.09-19.09 Комплекс утренней гимнастики «Осенняя прогулка» I. В лес осенний.

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – это всестороннее развитие их речи.

Взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре. «Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре
Опубликовано: 29 января 2016 в 21:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД