Ольга Семиколенова
Взаимодействие музыкального руководителя с семьями дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого…» Диана Сеттерфилд. “Тринадцатая сказка. "
Педагоги во все времена понимали значимость роли родителей в воспитании ребенка. Известно высказывание В. А. Сухомлинского: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении». И современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Действующий закон «Об образовании» подчеркивает приоритетную роль семьи в воспитании и образовании ребенка. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения и в профессиональную деятельность педагогов. В соответствии со Стандартом, почти половину (40%) времени занимает часть программы, формируемая участниками образовательных отношений. Она может включать различные направления (например, углубленное художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие) Должны учитываться образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей, специфика национальных, социокультурных, и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Одним из важных психолого-педагогических условий реализации программы в соответствии со Стандартом, является «педагогическая поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».
Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Художественно-эстетическое направление - самое перспективное для этой части программы. Совместные мероприятия, праздники, досуги, занятия, позволяют установить теплые, неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Они помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения.
Предварительно проведя опросы и анкетирование, можно сделать содержание мероприятий более соответствующим запросам, потребностям и интересам всех участников. Это могут быть совместные спортивно-музыкальные досуги («Папа, мама, я – дружная семья», «Встречаем Олимпиаду», «Будем в армии служить», утренники, посвященные памятным датам («Вставай, Страна огромная», «Дети Блокады», детские театрализованные представления с привлечением родителей («Мери Поппинс», «Щелкунчик», «Праздник непослушания», викторины, КВН, фольклорные «посиделки», конкурсы («Кулинарная география», «Веселый модельер», «Спой мне, мама, колыбельную») и, конечно, тематические утренники, где родители являются активными участниками игр и соревнований. Неизменным успехом пользуется совместное исполнение несложных пьес на шумовых музыкальных инструментах (в том числе, и изготовленных родителями самостоятельно, по рекомендациям музыкального руководителя).
Привлечение родителей к подготовке костюмов, декораций для инсценировок, приготовлению национальных блюд, пополнению тематических мини-музеев семейными экспонатами с рассказами о них, безусловно, способствует созданию заинтересованного отношения к жизни их ребенка в детском саду, пониманию многообразия и сложности воспитательного процесса.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Как восстановить связь времён и поколений, вернуть утерянные ценности? Мы нашли интересную и полезную форму. Дети вместе с родителями создавали семейные альбомы, где собирали фотографии своих родственников и сопровождали их комментариями. К Дню Победы оформили Памятный обелиск «Героям – победителям!» Рассказы приглашенных бабушек и дедушек о пережитом, об их родителях, показ семейных реликвий, помогает «оживить» прошедшее, вызвать у детей эмоциональный отклик на события тех лет и переживания близких людей, восхищение их героическим прошлым, формировать любовь и уважительное отношение к пожилым родственникам
Отдельно хочу сказать о фольклоре. Ведь его содержание - жизнь народа, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. В нынешние непростые времена разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и всё, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи, и отношением к труду и природе. Воспитание человека, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная. Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живёт он и его родственники. Доступность, разнообразие материала, возможность его совместного исполнения, его эмоциональная заразительность, делают фольклор незаменимым участником многих совместных мероприятий. Он может использоваться для игр и совместного музицирования и в семье.
Нашу жизнь невозможно представить без компьютера. Его использование поможет наладить общение с родителями, дать материал для их занятий с детьми, обогатить их аудио и видеотеку полезными и интересными их детям новинками. Фото и видеоотчеты с прошедших занятий помогут родителям лучше почувствовать своего ребенка, дадут им представление о его жизни в детском саду. У нас появляется возможность индивидуально, учитывая особенности семьи, предлагать родителям актуальный материал по оздоровлению и воспитанию детей.
Уверена, что используя различные формы общения и сотрудничества с родителями наших воспитанников, мы добьемся единства, поддержки и взаимопонимания.