Наталья Ермолович
Взаимодействие с семьей по формированию экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность, - это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьезные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровне его культурно-интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии : «Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Публикация «Взаимодействие с семьей по формированию экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Культура природолюбия- личностное интегративное качество, включающее духовный и материальный витагенный опыт, трансформирующийся в субъектное, чувственно-ценностное, созидательное отношение к природе.
С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребенка! Все начинается со средств народной педагогики –сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательное учреждения.
Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. В раннем возрасте важен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму на следующих примерах:
«Костер сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.
Готова ли современная семья дать ребенку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:
- этим должны заниматься воспитатели;
-нет необходимых знаний;
-нет времени заниматься воспитанием;
-для этого есть лето.
Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда дает в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности, бескультурья. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т. д. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Опыт взаимодействия с окружающей средой крайне беден позитивом.
Родитель должен быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определенные действия по отношению к природе, нужно думать не только о себе, но и о будущем поколениях- детях, внуках. Нужно подарить им радость общения с Природой!
Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д. Л. Арманд в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях» Существуют определенные правила и для посетителей природы (приложение 1) Важно при составлении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» : вместо правил «Не рви цветы», «Не убивай животных»-«Сохраняй цветы!» «Береги животных!».
Несмотря на то, что большинство родителей знают, как нужно относиться к растениям и животным, в реальных жизненных ситуациях они действуют по привычке, оставаться равнодушными к живым существам.
Среди причин эгоистичного отношения к объектам природы можно выделить следующее:
- недостаток или отсутствие представлений о растений и животных как живых существах;
-низкий уровень наблюдательности;
-недостаточный опыт общения с природой;
-несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с объектами живой природы;
-неумение предвидеть последствие негативных поступков;
-плохой пример окружающих.
Для эффективности изучения особенностей семейного воспитания я провожу- анкетирование родителей. В анкете используются как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые, позволяющие опрашиваемому свободно высказать свое мнение (приложение2).
Приложение 1
Правила друзей природы
1. Запрещается разорять муравейники. Муравьи-санитары леса. Они защищают деревья от насекомых- вредителей. Если бы леса остались без муравьев, то урон, нанесенный вредителями,мог бы сравниться с пожаром.
2. Запрещается ловить насекомых. На цветах они отыскивают нектар, которым питаются, а перелетая с цветка на цветок, опыляют растения. Среди них могут оказаться редкие виды, занесенные в Красную книгу. Отлов таких насекомых уменьшит их численность в природе. Снижение количества насекомых приведет к сокращению опыляемых ими растений.
3. Запрещается рвать паутину и уничтожать пауков, которые поедают кровососущих насекомых и мух.
4. Запрещается трогать птичьи гнезда с яйцами, подходить к ним близко. Помните: вынуть яйцо из гнезда-все равно, что убить живого птенца.
5. Запрещается трогать птенцов в гнезде и на земле. Их родители не оставят свое потомство без защиты.
6. Запрещается ловить диких животных и уносить их домой. Животные в природе живут своей жизнью. В домашних условиях они просто погибнут.
7. Запрещается убивать лягушек, жаб, змей, червей: лягушки поедают комаров и других кровососущих насекомых; жабы - единственные животные, поедающие слизней на огородах; змеи регулируют численность грызунов; черви рыхлят почву, повышая ее плодородие.
8. Запрещается рубить деревья.
9. Запрещается ломать ветки деревьев.
10. Запрещается повреждать кору деревьев. Тот, кто вырезает надписи на деревьях, расписывается в своем бескультурье. Нанесенные раны служат «входными воротами» для различных болезней.
11. Запрещается повреждать ягодные кусты и вырывать их с корнем. Лекарственные растения нужно рвать без корня и в небольшом количестве.
12. Запрещается рвать цветы. Растения живые и им тоже больно. Не обязательно срывать цветы, чтобы рассмотреть их. Растения, лишившиеся цветков, не дают семян. На следующий год этих растений уже не будет. Что один букет, от него цветов в лесу не убудет. Нет, убудет! Придут другие люди, потом еще, и цветущая поляна исчезнет. Собирая букет из полевых или лесных цветов, вы присваиваете красоту, которая по праву принадлежит не только вам, но и другим людям. Для букетов цветы выращивают специально.
13. Запрещается сбивать ногами несъедобные грибы. Они нужны лесу.
14. Нужно передвигаться по существующим тропинкам тихо и осторожно. Под ногами погибают не только травы, но и незаметные глазу всходы деревьев, т. е. следующее поколение леса, а также разрушается лесная подстилка с населяющими ее насекомыми и микрофлорой, уплотняется и деградирует почва.
15. Запрещается шуметь, включать в лесу радиоприемники и магнитофоны. Научитесь ценить музыку природы! Громкие звуки распугивают все живое и мешают «общению» животных.
16. Запрещается жечь костры вне специальных кострищ. На лесной поляне кострище не зарастет в течение 5-7 лет. Это не заживающая годами рана на лесной почве. Не сжигайте сухую траву и листья. Огонь уничтожает тысячи живых существ: лягушек, ящериц, мелких зверьков, насекомых и их личинки; в пламени сгорают и миллионы спор и семян растений.
17. Запрещается брать собак в лес или в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают детенышей животных и птенцов.
18. Запрещается оставлять после себя мусор. Он губит, отравляет живое начало почвы. Весь мусор нужно уносить домой или выбрасывать в специальные урны.
(приложение 2)
Анкета
(для родителей)
1. Как часто Вы отдыхаете семьей на природе?
а) 1 раз в год;
б) 1 раз в месяц;
в) 1 раз в неделю;
г) другое---
2. Чем Вы любите заниматься на природе (можно выбрать несколько) ?
а) отдыхать;
б) принимать пищу;
в) участвовать в играх ;
г) собирать ягоды и грабы;
д) наблюдать за животными и птицами;
е) собирать букеты цветов;
ж) петь песни;
з) читать стихи;
и) рассовать;
к) любоваться природой;
л) другое---
3. Когда Вы приходите с ребенком в осенний лес, то:
а) обращаете внимание ребенка на то, что деревья начали сбрасывать листву, и объясняете причины листопада;
б) по возвращении домой продолжаете начатый в лесу разговор о листопаде (читаете книжки, журналы, составляете гербарий из листьев);
в) хотите побывать в тишине, потому что устали за неделю.
4. Как во время отдыха Вы поступаете с мусором (стеклянными и консервными банками, полиэтиленовыми бутылками?
а) выбрасываете в костер;
б) оставляете в кустах, на берегу;
в) закапываете в землю;
г) уносите с собой, чтобы выбросить в мусорный бак.
5. Когда Вы летом ходите с детьми за грибами, то:
а) рассказываете ребенку о разнообразии грибов, их особенностях, съедобных и ядовитых грибах;
б) ребенок постоянно убегает в сторону, пытаясь отыскать грибы, а Вы изредка проверяете его лукошко;
в) просто молчите, наслаждаясь тишиной.
6. Как Ваш ребенок проявляет интерес к дачному участку?
а) с удовольствием бывает на даче, особенно весной, когда вокруг так красиво;
б) любит ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать, наблюдает за ростом и развитием, цветением;
в) предпочитает бывать на участке тогда, когда поспевают ягоды, овощи.
7. С какой целью Вы содержите домашних животных?
а) вместе с ребенком любите забавляться с Вашими питомцами;
б) ребенок не только развлекается с животными, но и с интересом изучает их жизнь, привычки, вместе с Вами читает специальную литературу;
в) Ваши питомцы (рыбки, птички, собаки, кошки)-еще и материальное подспорье для семьи.
8. С какой целью вы разводите комнатные цветы?
а) для украшения жилища;
б) для обмена с любителями- цветоводами или на продажу;
в) увлекаетесь цветоводством, постоянно повышаете уровень своих знаний;
г) другое---
9. Приобщаете ли Вы своих детей к уходу за комнатными растениями?
а) да;
б) нет.
10. Почему?---
11. Общаетесь ли Вы с детьми на экологическую тематику, изучаете ли с ними новые темы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Оцените свой уровень культуры природолюбия :
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
13. Оцените уровень культуры природолюбия Вашего ребенка:
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
14. Как Вы думаете, необходимо ли формировать у детей культуру природолюбия?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
Спасибо за заполнение анкеты!