Получи документы

Взаимодействие с семьей — залог успешной адаптации к условиям детского сада

Елена Маркова
Взаимодействие с семьей — залог успешной адаптации к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность работы по данной проблеме заключается в том, что необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей, психолога, медицинского персонала, благополучный микроклимат в группе, тесное взаимодействие с родителями – залог успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Публикация «Взаимодействие с семьей — залог успешной адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах

В этом году я снова работаю с детьми первой младшей группы (с 2 до 3 лет). В группу поступили дети разного возраста: есть дети, кому еще нет двух лет или только-только исполнилось, а есть и постарше. Конечно, родители знают и любят своего ребенка. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, об условиях воспитания и обучения. Им жалко «отрывать» свое чадо от себя. Родителям кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни. И поэтому молодые мамы и папы как можно дольше оттягивают момент посещения детского сада. Цель моей работы - совершенствовать систему совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и развитие личности; сотрудничать с родителями. Задачи: способствовать успешной адаптации детей.

Работа с ранним возрастом в нашем детском саду ведется по программе «Кроха», составленной кандидатом педагогических наук, доцентом Г. Г. Григорьевой. Работа по данной программе строится на индивидуальном подходе к ребенку. Ребенок – это личность, каждый ребенок уникален по-своему. Вырастить человека легко это или нет? Говорят, что маленькие дети еще ничего не понимают, чему их можно научить? Но именно в этом возрасте, именно на втором году жизни в ребенка можно заложить все, что в последствии будет пригождаться ежеминутно. Это как фундамент в доме. От того, какой он прочный, крепкий или вкривь - вкось зависит дальнейшая жизнь человека.

Ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательскую деятельность родителей.

Процесс введения ребенка в систему общественного воспитания очень сложный. Существуют три группы адаптации детей по характеру привыкания.

К первой группе относятся дети, которые очень трудно привыкают. Отсутствие близких, их внимания и ласки вызывают у тоских детей тревогу, беспокойство, плач. Тяжесть привыкания у тоских детей часто определяется ошибками семейного воспитания, закреплением у детей ряда отрицательных форм поведения (сосание груди, соски, укачивание и т. п.). Ребенка ничего не интересует, он стремиться уединиться, сжаться в комочек. Такие переживания сопровождаются повышением температуры, расстройством желудка, появлением сыпи.

Дети второй группы привыкания легко воспринимают расставание с близким человеком в первые же дни. Но чем очень важно понимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слов одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает в ним в общение ситуативно-действенного характера.

Существует еще и третья группа привыкания. Дети, относящиеся к этой группе, стремятся к активным самостоятельным действиям, и к взрослым обращаются только тогда, когда необходимо что-либо выяснить. Таких детей нужно только организовать, показать действия с предметами и они будут самостоятельно играть.

Как только дети поступили в нашу группу, я начала знакомиться с ними. Я много беседовала с родными, близкими своих воспитанников. Предложила родителям заполнить анкеты. Наблюдала за детьми, т. к. в этом возрасте основной метод диагностики – это наблюдение. Наблюдала, как развит у ребенка пассивный и активный словарь, за его навыками и умениями, как ребенок общается со взрослыми и детьми, за культурно-гигиенические навыками и навыками самообслуживания… Результаты наблюдений заносила в адаптационные листы.

Детей второй группы адаптации у нас большинство. Мы старались поддержать интерес малышей к окружающему миру, обращали внимание детей на сходство и различие предметов, игрушек, формировали умение действовать с ними, приучали детей к режиму, воспитывали культурно-гигиенические навыки.

Процесс адаптации очень сложный. Поэтому мы со вторым воспитателем прилагали все усилия, чтоб дети привыкли к нам, к детскому саду, как можно быстрее и безболезненней. Для этого каждому ребенку в период адаптации устанавливали индивидуальный режим. Сначала ребенок приходил и находился в группе до десяти часов, потом до двенадцати, потом оставался на сон и, если все хорошо, то на целый день.

Постепенно малыш привыкал к общему режиму, которого мы просили придерживаться и дома.

Чтобы вызвать у ребенка интерес, поднять ему настроение, использовали игрушки-забавы: птичку, клюющую зерна, уточку, лягушку. Дети весело смеялись, видя, как двигаются игрушки. А, как известно, смехотерапия – очень действенное лекарство от стресса. Использовали пальчиковые игры, поглаживали малыша, загибая ему пальчики – все это приводило к тому, что малыш быстро успокаивался.

По окончании адаптации мы приступили к проведению занятий. Слово «занятие» не употребляли в общении с детьми, у нас обучение проходит в игровой форме. Нам очень помогали результаты наших наблюдений в делении детей на подгруппы. У нас на каждый вид занятия разное деление на подгруппы, например, на развитие речи учитывали развитие активного и пассивного словаря, на физкультурных занятиях – двигательную активность, координацию движений и т. д.

В раннем возрасте важны месяцы, недели и даже дни. Мы учитывали и возраст детей, т. е. постоянно каждый месяц работаем в зоне ближайшего развития, так по мере продвижения детей вперед в своем развитии мы меняли состав подгрупп.

Индивидуальный подход нужен и в проведении культурно-гигиенических навыков. Есть дети, которые засыпают за столом во время обеда, мы его старались накормить первым и скорее положить спать. Обязательно учитывали склонности и особенности детей. Если ребенок привык засыпать с игрушкой или мамой, то мы давали ему игрушку или сидели рядом, поглаживая, стараясь успокоить.

Игры как таковой у нас еще нет, но есть предпосылки к ней. Для этого мы создавали обстановку, которая побуждала детей к игре. Старались, чтобы игрушки были доступны всем детям, даже если они не достают сами до нужной им, то мы давали им при необходимости.

Для того, чтобы занятия и вся наша работа носила целенаправленный характер мы использовали перспективный и календарный планы. Составляли планы с учетом задач программы, старались придерживаться системы в планировании, поэтому вначале составляли перспективный план. Такой план позволяет предвидеть работу в перспективе.

При составлении календарного плана берем за основу перспективный план. Вся окружающая среда в группе – это развивающая среда. Мы старались предусмотреть размещение всех центров, чтобы они не пересекались, чтобы дети не мешали друг другу, чтобы было достаточно места для игр, чтобы было много свободного места, где бы дети могли двигаться, играть.

Мы заметили, что маленькие дети легче и быстрее воспринимали все наши просьбы, если им начинали петь или рассказывать потешку. Я считаю, что элементы фольклора нужно включать в любой режимный момент. Ведь если ребенку ласково прочитать потешку про водичку, он с удовольствием побежит мыть руки, а во время одевания на прогулку можно поиграть, используя потешку «пальчик-мальчик» и ребенок с удовольствием будет одеваться. Я решила углубленно поработать в этом направлении. Вначале я составила картотеку песенок, потешек на все режимные моменты: умывание, кормление, одевание, раздевание. Затем оформила красочный альбом потешек, поговорок, песенок, использовала его на занятиях и в свободное время. Оформила ширму для родителей «Дети быстро в эту пору приобщаются к фольклору», где познакомила их с народными играми и предложила поиграть с детьми, а так как они не знают, как играть, то запланировала занятие для родителей «Вместе мы поем и пляшем приходите все покажем», где показала им, как играть в подвижные игры и петь народные детские песенки.

Основными задачами развития умственных способностей в младшем дошкольном воспитании является развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных эталонов. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего умственного развития.

В моей работе большую помощь оказывали родители. О работе с родителями хотелось бы сказать несколько подробнее, т. к. именно в коммуникативном плане мне хотелось бы совершенствовать свои умения.

Родители, приводя детей в группу, первое время были очень настороженными, даже недоверчивыми. Иногда бывали и трудности в общении с некоторыми родителями. Хотя относилась к ним всегда доброжелательно. Но иногда требовалось время, чтобы найти хороший контакт с бабушкой или мамой. Особенно, если в семье нет единых требований к ребенку. Иногда приходилось прибегать к литературе, чтобы убедить в чем-то родителей, советоваться с методистом, психологом. Постепенно, шаг за шагом я все-таки нашла контакт со всеми родителями. Провели с родителями первое родительское собрание «Ваш ребенок пошел в детский сад». Была представлена презентация адаптационных листов группы. Познакомила родителей с особенностями развития детей этого возраста, с задачами развития ребенка.

Выбрали родительский комитет.

В папку-передвижку поместили информацию для родителей: рекомендации по адаптации :

1. «Адаптация ребенка в детском саду»

2. «Факторы, от которых зависит успех адаптационного периода»

3. «Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ»

4. Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ.

5. Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад.

6. Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями…

Во многом помогли сблизиться такие мероприятия как «Посиделки». В ноябре провели с родителями праздник «День матери», где родители познакомились друг с другом, пообщались в дружеской обстановке. После этого праздника многие родители стали дружить семьями. Большую помощь в проведении новогоднего праздника нам оказали родители. Они принимали участие в украшении группы, в приобретении новогодних подарков. Мы стремились сделать родителей нашими союзниками в воспитании детей, наладить сотрудничество. И достигли в этом хороших результатов: адаптация в нашей группе прошла успешно.

Публикации по теме:

Использование психологического приема перефразирования в период адаптации детей к новым социальным условиям. Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №138 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьей — залог успешной адаптации к условиям детского сада
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 09:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с семьей — залог успешной адаптации к условиям детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маркова (УИ 193286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД