Получи документы

Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй как основа положительного коррекционно-развивающего обучения воспитанников

Инна Дмитриевна Птушко
Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй как основа положительного коррекционно-развивающего обучения воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время работа с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, является с одной стороны актуальным, а с другой стороны наиболее сложным направлением в работе логопеда. Это обусловлено тем, что растёт количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые часто сочетаются с задержкой психического развития, неврологическими и другими заболеваниями. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы над педагогическими знаниями и умениями, и поэтому испытывают определённые трудности.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй как основа положительного коррекционно-развивающего обучения воспитанников» размещена в разделах

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации интегрированных коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т. е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателям.

В настоящий момент, в период введения федеральных государственных требований, актуальности обеспечения равных стартовых возможностей и определении результата “социальной успешности” перед специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой, фронтальной непосредственной образовательной деятельности с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни. Знакомство с новыми темами может пройти очень интересно, если полученная детьми информация найдёт отражение в игровой, художественно-творческой, конструктивной деятельностях. Например, изготовление развивающих пособий родителями совместно с детьми при изучении темы «Зимующие птицы», «Лес» родители изготавливают совместно с детьми кормушки для птиц, макеты деревьев. Это будет способствовать развитию речевой активности и общению взрослых и детей. Такая форма взаимодействия способствует значительному повышению интереса воспитанников и их родителей к речевым занятиям, ускорению процесса коррекции речи.

В соответствии с принципом обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, можно использовать информационно-познавательную деятельность, которая является неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса, где освещены конкретные приёмы закрепления, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи и т. д.

С учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников могут быть использованы такие формы работы, как, литературно-музыкальная гостиная, вечера совместного творчества для больших и маленьких «почемучек», что позволит объединить в своеобразный творческий союз родителей, детей и педагогов.

Я начала работу по взаимодействию сначала с теми, кто желал участвовать в коррекционно-воспитательном процессе, поддерживал меня, т. к. не все родители сразу откликаются на стремление к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.

Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

• определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;

• познакомить родителей с объемом знаний для успешной под-готовки детей к школе;

• формировать у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми;

• привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;

• просвещать родителей в области педагогики, основ логопедии.

Взаимодействуя с родителями, я реализовывала идеи личностно-ориентированного подхода, которые строятся на основе :

1. Установления доверительных отношений с родителями;

2. Открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

3. Совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;

4. Организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;

5. Обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.

Формы взаимодействия с семьёй.

Я использую коллективную, индивидуальную, наглядную, практическую форму работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Групповые родительские собрания. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду, активно включиться в процесс. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в коррекции и развитии ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура, принцип выполнения задания (составить звуковую схему, названия некоторых звуков (ль, нь, сь). Наиболее актуальные темы для консультаций:

- “Артикуляционная гимнастика”;

- “Развитие мелкой моторики”;

- “Развитие внимания и мышления”;

- “Речевые игры дома”;

- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;

- “Как научить ребёнка читать”;

- “Как учить звуко-буквенному анализу”.

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, и т. д.

Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности. Посещение непосредственной образовательной деятельности родителями позволяет им познакомиться с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и развития детей, наблюдать за своим ребёнком «со стороны», за его успехами. Мотивацией для посещения родителями непосредственной образовательной деятельности являются: психологическая поддержка ребёнка, наблюдение за проявлением его способностей, заинтересованность родителей в обогащении своих воспитательских умений.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместном, комплексном взаимодействии логопеда и семьи может сыграть анкетирование, которое предполагает чёткий порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Индивидуальных занятий логопеда. Родители обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Тетрадь для закрепления материала дома. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.

Оформление папок-передвижек.

Речевой уголок.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Родители становятся сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Таким образом, в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными требованиями в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы сможем добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка. Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников, соответствующие принципам федеральных государственных требований позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй как основа положительного коррекционно-развивающего обучения воспитанников
Опубликовано: 3 марта 2013 в 19:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй как основа положительного коррекционно-развивающего обучения воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дмитриевна Птушко (УИ 45498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД