МААМ-картинки

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития детей

Ирина Титова
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в дошкольном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является:

обследование речи учащихся;

проведение коррекционно-логопедической работы;

общее развитие речи школьников;

-формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты,

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития детей» размещена в разделах

программы по русскому языку;

-популяризация логопедических знаний.

Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с воспитателями групп, психологом, родителями. Остановимся подробнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой вышеперечисленной категорией.

Содружество в работе учителя-логопеда и воспитателя предполагает такой подход, при котором работа учителя становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного материала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед про-водит коррекционно-развивающие занятия, где воспитатель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру занятий. Отметим и важность посещения занятий учителем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований при прохождении темы. Кроме того, посещение занятий помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на заседаниях методического объединения, на которых подробно и детально знакомит воспитателей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи дошкольников. Все вышеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя способствуют выработке единства требований к воспитаннику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совместной коррекционной работы педагогов.

Важным в работе воспитателя является закрепление отработанных на логопедических за-нятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффективными формами этой работы можно назвать игры, которые моделируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине», «Ты и твое здоровье», «Моя семья», «Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». На наш взгляд, при этом происходит обучение простейшим доказательствам, обобщениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способствуют активизации словаря и развитию активной речи воспитанников, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает :

составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими по-вышенного педагогического внимания;

проведение дифференцированных занятий;

совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;

разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.

Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Такая необходимость определяется рядом объективных причин:

ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в течение недели;

логопедическая работа в условиях ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения;

отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Поэтому учитель-логопед уже в начале сентября приходит на родительские собрания с сообщением о целях и кратком содержании своей работы. Основной задачей, стоящей перед учителем-логопедом на этом начальном этапе работы с родителями, является формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. С этой целью можно использовать такие формы работы, как разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); сообщение об итогах работы в предыдущие годы. Приглашая родителей на первую консультацию, желательно познакомить их с планом работы по коррекции обнаруженных у ребенка речевых недостатков, сообщить требования, предъявляемые к выполнению домашних заданий, рассказать о способах и приемах работы над речью, которые они могут использо-вать непосредственно в домашних условиях. Наряду с индивидуальными формами организуется групповая форма работы с родителями, проводимая через тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми. Так, просмотр занятий способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей, осознанию ими необходимости регулярных занятий, овладению некоторыми приемами коррекции речи. Для активизации деятельности родителей в процессе коррекционной работы можно предложить на учебный год ряд тематических консультаций:

1. Особенности психофизического развития школьника.

2. Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью?

3. Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.

4. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).

5. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др.

Данные формы взаимосвязи с родителями оказывают существенное влияние на успешность логопедического воздействия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращается период коррекционной работы.

С результатами проведенной в течение учебного года коррекционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родительском собрании, где сообщает о детях, не нуждающихся в логопедической помощи, и о тех воспитанниках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году.

Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов об-щеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений детейпозволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда на 2013–2014 учебный год Направление работы1 Сентябрь. Диагностическая работа:-Провести обследование речи детей. Заполнение речевых карт. Коррекционно - развивающая.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития детей
Опубликовано: 14 августа 2014 в 14:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Титова (УИ 231681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД