Ирина Титова
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в дошкольном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является:
обследование речи учащихся;
проведение коррекционно-логопедической работы;
общее развитие речи школьников;
-формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты,
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития детей» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
программы по русскому языку;
-популяризация логопедических знаний.
Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с воспитателями групп, психологом, родителями. Остановимся подробнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой вышеперечисленной категорией.
Содружество в работе учителя-логопеда и воспитателя предполагает такой подход, при котором работа учителя становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного материала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед про-водит коррекционно-развивающие занятия, где воспитатель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру занятий. Отметим и важность посещения занятий учителем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований при прохождении темы. Кроме того, посещение занятий помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на заседаниях методического объединения, на которых подробно и детально знакомит воспитателей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи дошкольников. Все вышеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя способствуют выработке единства требований к воспитаннику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совместной коррекционной работы педагогов.
Важным в работе воспитателя является закрепление отработанных на логопедических за-нятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффективными формами этой работы можно назвать игры, которые моделируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине», «Ты и твое здоровье», «Моя семья», «Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». На наш взгляд, при этом происходит обучение простейшим доказательствам, обобщениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способствуют активизации словаря и развитию активной речи воспитанников, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы.
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает :
составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими по-вышенного педагогического внимания;
проведение дифференцированных занятий;
совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;
разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.
Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Такая необходимость определяется рядом объективных причин:
ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в течение недели;
логопедическая работа в условиях ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения;
отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу.
Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Поэтому учитель-логопед уже в начале сентября приходит на родительские собрания с сообщением о целях и кратком содержании своей работы. Основной задачей, стоящей перед учителем-логопедом на этом начальном этапе работы с родителями, является формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. С этой целью можно использовать такие формы работы, как разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); сообщение об итогах работы в предыдущие годы. Приглашая родителей на первую консультацию, желательно познакомить их с планом работы по коррекции обнаруженных у ребенка речевых недостатков, сообщить требования, предъявляемые к выполнению домашних заданий, рассказать о способах и приемах работы над речью, которые они могут использо-вать непосредственно в домашних условиях. Наряду с индивидуальными формами организуется групповая форма работы с родителями, проводимая через тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми. Так, просмотр занятий способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей, осознанию ими необходимости регулярных занятий, овладению некоторыми приемами коррекции речи. Для активизации деятельности родителей в процессе коррекционной работы можно предложить на учебный год ряд тематических консультаций:
1. Особенности психофизического развития школьника.
2. Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью?
3. Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.
4. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).
5. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др.
Данные формы взаимосвязи с родителями оказывают существенное влияние на успешность логопедического воздействия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращается период коррекционной работы.
С результатами проведенной в течение учебного года коррекционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родительском собрании, где сообщает о детях, не нуждающихся в логопедической помощи, и о тех воспитанниках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году.
Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов об-щеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений детейпозволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.