МААМ-картинки

Взаимодействие воспитателя и физрука на физкультурном занятии в ДОУ

Владимир Стрельцов
Взаимодействие воспитателя и физрука на физкультурном занятии в ДОУ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ФИЗРУКА

НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ В ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ

Стрельцов Владимир Петрович

Воспитатель по физической культуре

МБДОУ № 26 Аленький цветочек г. Пятигорска

Физическое развитие детей – одно из самых приоритетных направлений работы ДОУ. В связи с этим необходима тщательная подготовка и проведение физкультурных занятий, как системной основы физического воспитания детей.

Публикация «Взаимодействие воспитателя и физрука на физкультурном занятии в ДОУ» размещена в разделах

В процессе проведения физкультурных занятий важная роль отводится воспитателю группы. На физкультурных занятиях инструктор физкультуры и воспитатель создают и контролируют условия, которые способствуют эффективному физическому развитию детей.

Основное руководство физкультурным занятием осуществляет инструктор физкультуры. Воспитатель помогает ему в организации и может выполнять упражнения, показывая детям пример. Поэтому воспитатель должен быть одет в свободную одежду и удобную обувь. В идеале – спортивный костюм.

Итак, что должен делать воспитатель и как он может помочь инструктору физкультуры на занятии.

Подготовка к занятию

Форма одежды. Воспитатель должен контролировать форму одежды и обувь детей. Следить за тем, чтобы форма была опрятной, одета аккуратно, целая. Если занятия на улице, то необходимо, чтобы у всех детей была удобная одежда, не стесняющая движений, не перегревающая ребенка и обувь, позволяющая бегать и прыгать, не падая и не поскальзываясь. Это, прежде всего, важно для безопасности ребенка.

Гигиена, внешний вид. Основную проблему на физкультурных занятиях представляют нестриженные ногти, неопрятная прическа с распущенными волосами и выделения из носа. Отправляясь на физкультурное занятие воспитателю необходимо осмотреть внешний вид детей, ногти остричь, длинные волосы заправить или заплести. Желательно иметь при себе салфетки, особенно в младшей группе.

Распределение по группам здоровья и состоянию детей. Воспитатель в группе определяет наличие ослабленных и переболевших детей, которым требуется сниженная нагрузка. Их нужно каким-то образом отметить, можно одеть на руку повязку.

В процессе занятия

Обучение упражнениям и движениям. Обычно, если у ребенка не получается упражнение, воспитателю рекомендуется помогать ему шепотом или тактильно. Однако, опыт занятий говорит об обратном.

Осуществляет обучение упражнениям и движениям руководитель физического воспитания (физрук). Вмешиваясь в процесс обучения, даже с благими намерениями помочь, воспитатель скорее создаст помехи в обучении или в ходе занятия. Что же может сделать воспитатель в этом случае? Основная функция воспитателя при обучении упражнениям заключается в том, что он контролирует детей, у которых получается лучше. Физрук контролирует детей, у которых получается хуже.

При выполнении общеразвивающих упражнений. В ОРУ выполняют от 4 до 12 повторений в зависимости от возрастной группы. За это время невозможно научить ребенка делать правильно и даже скорректировать технику упражнения. Комментарии и советы, даже шепотом, отвлекают других детей. Создается пауза в занятии, сбивается темп и ритм, снижается общая и моторная плотность, запланированная нагрузка.

Если упражнение для ребенка или части детей сложно по координации, то физруку необходимо подобрать другие, более простые упражнения. Простую коррекцию можно выполнить в индивидуальном занятии. Для этого можно разделить упражнение на элементы или снизить темп.

При выполнении ОРУ воспитатель может показывать личным примером правильное выполнение упражнения, воодушевлять своим видом, делиться хорошим настроением. Можно расположиться напротив детей или ребенка, у которого что-то не так получается, и выполнять вместе с ним в общем ритме занятия.

При выполнении упражнений в основных видах движений. Технику упражнения и движения показывает и контролирует физрук. Воспитатель также может контролировать детей, у которых получается лучше. Для этого нужно соответствующим образом организовать построение. Физрук, контролирует детей, которые хуже выполняют упражнения, с тем, чтобы помочь научиться правильному выполнению.

В подвижной игре. Руководит игрой физрук. Он объясняет правила, распределяет роли, дает команды на начало и окончание игры или ее части. Воспитатель помогает физруку контролировать соблюдение правил, стараясь не нарушать ход игры.

Выбывание игрока. В играх с выбыванием, бывает, что дети не хотят выбывать и продолжают игру. Воспитатель должен, не заостряя особого внимания, вывести выбывшего из игры.

Границы площадки. Одну из проблем соблюдения правил представляют границы площадки игры. Воспитатель, совместно с физруком, поправляет детей, нарушающих границы площадки.

Инвентарь в игре. В играх с использованием инвентаря воспитатель может помогать в процессе следующим образом: вернуть мяч в игру, поднять упавшую кеглю, убрать или добавить обруч или другую игрушку и т. д.

В отдельные моменты занятия

Страховка, помощь, безопасность. Как правило, наибольшую опасность представляют упражнения в лазании и равновесии на снарядах и оборудовании. В таком упражнении можно выделить три этапа: подъем на снаряд, движение по снаряду и сход с него.

Поочередное выполнение на одном снаряде. Воспитатель контролирует очередность выхода детей к снаряду и возвращения на место, физрук осуществляет контроль и страховку в ходе упражнения.

Поочередное выполнение на двух снарядах подгруппами. Дети выходят к снаряду по вызову. Воспитатель и физрук контролируют и страхуют выполнение упражнения каждый на своем снаряде.

Поочередное выполнение на длинном снаряде. Воспитатель и физрук располагаются один в начале снаряда, другой – в конце. Один контролирует подъем на снаряд, другой – сход со снаряда. Они как бы передают ребенка друг другу по снаряду.

В метаниях воспитатель помогает следить за тем, чтобы дети не оставались в зоне падения метательного снаряда, будь то шишка, каштан, мешочек, палка или другой предмет.

В прыжках и спрыгиваниях, выполняемых поочередно, страховку и помощь оказывает физрук, а воспитатель вызывает детей и контролирует дисциплину ожидающих.

Контроль в подгрупповом, поточном и в круговом методах организации. Различные способы организации детей на занятиях позволяют увеличить эффективность самого занятия, но при этом требуют особого внимания и контроля со стороны физрука и воспитателя.

Подгрупповой способ организации. Как уже говорилось выше, при освоении движений, воспитатель контролирует ту группу детей, у которой лучше получаются упражнения. Физрук больше внимания уделяет детям, недостаточно освоившим технику упражнения, оказывает им помощь в обучении движениям. Кроме того, воспитатель лучше знает характер детей и может взять под свой контроль детей с недостатком внимания и дисциплины.

Если выполняется тренировочное занятие, когда все дети владеют техникой упражнений и для каждой подгруппы определяется свой вид упражнений и игр, то воспитатель контролирует группу с менее сложным и специфичным заданием. Физрук руководит группой с более сложным заданием.

Поточный или круговой способ организации применяется, когда упражнения освоены. При этих способах организации, воспитатель и физрук совместно контролируют очередность выполнения, четкость прохождения станций. Они должны располагаться таким образом, чтобы дети были под их контролем в группах поточного и на станциях кругового способа.

Контроль нагрузки. Обычно рекомендуется отмечать внешние признаки утомления детей и отводить их в сторону, усаживать, чтобы отдохнули. Но в этом случае ребенок лишается части занятия, двигательной активности, которая ему может очень нравится. Это скорее всего испортит ребенку настроение и не принесет пользы.

Перегрузить ребенка довольно сложно. Если он действительно устал – он просто самостоятельно уменьшит интенсивность своей двигательной активности или прекратит ее. Занятие же предлагает такую нагрузку, которую могут переносить все здоровые дети без исключения, и если ребенок перегружается, значит у него что-то с состоянием здоровья и текущим состоянием. Для этого при подготовке к занятиям воспитатель должен определять и отмечать состояние и группу здоровья детей.

Кроме того, на занятиях могут присутствовать дети разного возраста, если группа разновозрастная, им тоже нужна разная нагрузка. Этот момент тоже должен учитывать воспитатель и, возможно, отмечать младших детей вместе с ослабленными.

В данном случае роли распределяются таким образом: физрук занимается со здоровыми и старшими детьми, которым требуется полная нагрузка. Воспитатель выделяет ослабленных и младших детей в отдельную подгруппу и выполняет с ними комплекс упражнений для успокоения. Для этого, естественно, воспитатель должен таким комплексом владеть. Это могут быть дыхательные, релаксационные упражнения, выразительные движения с невысокой интенсивностью.

В случае разновозрастной группы, когда общее проведение занятия невозможно или трудновыполнимо, лучше группу разделить по возрастам и провести два отдельных занятия для старших и для младших.

Заполнение пауз, поддержание плотности занятия. В процессе занятия могут возникать паузы, связанные с раздачей инвентаря, расстановкой оборудования, перегруппировкой детей для последующих упражнений. Эти паузы, в основном небольшие по времени, воспитатель может заполнить педагогической работой. Тем самым воспитатель способствует поддержанию общей плотности занятия на предельно высоком уровне, стремящемуся к 100%.

Расстановка оборудования и раздача инвентаря. Занятие нужно планировать таким образом, чтобы минимизировать потери времени, связанные со сменой деятельности, расстановкой оборудования и раздачей инвентаря. Однако полностью избежать этого невозможно, да и не нужно, так как разнообразие повышает интерес и мотивацию детей.

В расстановке воспитатель может помочь физруку только с громоздким оборудованием. Мелкие и легкие детали физрук расставит сам в соответствии со своим планом проведения занятия. Неизбежно возникающую при этом паузу воспитатель может использовать для проведения «интеллектуальной минутки» (интеллектуальной паузы, которую можно сформировать по аналогии с физкультминуткой на интеллектуальных занятиях.

Необходимо учитывать краткость такой паузы, поэтому форма и содержание ее должно соответствовать моменту. Это может быть краткая викторина по типу вопрос-ответ или повторение какого-нибудь фрагмента интеллектуального занятия – стихотворения, речевой или математической игры, формулы этикета и др.

Интеграция образовательных областей в настоящее время – актуальный момент в процессе проведения занятий ООД. На физкультурном занятии основной, доминирующей образовательной областью является физическое развитие. Вместе с тем, структура любого физкультурного занятия предполагает смену его частей, при которых возникают паузы. Эти паузы физрук использует для подготовки инвентаря и оборудования, а воспитатель может заполнять их повторением с детьми каких-то элементов из других образовательных областей.

В таком подходе тему и содержание интеграции должен разрабатывать воспитатель в соответствии со своим планом работы. Он обязательно должен это делать кратко, чтобы не задерживать темп основного физкультурного занятия. Для этого воспитателю нужно иметь свои способы и приемы решения данной задачи.

Сюжетная организация и сюрпризный момент создают игровую форму занятия, обеспечивают возможность интеграции различных образовательных областей, повышают эффективность занятия. Участие в сюжете, сюрпризном моменте физрук и воспитатель могут принимать оба в качестве персонажей, возглавляющих и ведущих сюжет. Так же может быть вариант, когда один из них играет персонажа, а второй ведущего, который комментирует или рассказывает, развивая сюжетную линию.

Иногда в занятиях мы видим приглашенных третьих лиц в качестве персонажей для сюжета и сюрприза. Если на физкультурном празднике или досуге это вполне допустимо, то в процессе текущих занятий свободным людям просто неоткуда взяться. Каждый работник ДОУ выполняет свои функции, отвлекаться на посторонние для него занятия, значит снижать эффективность своей работы.

Таким образом, физрук и воспитатель должны уметь работать вдвоем, обеспечивая сюжет и сюрприз. При этом оба должны выполнять свои функции. Физрук руководит занятием, обучает технике упражнений и движений, воспитатель контролирует дисциплину, помогает физруку описанными выше способами, осуществляет интеграцию образовательных областей, поддерживает плотность, заполняет паузы в занятии.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников в соответствии с ФГОС  Быть вместе (семье и детскому саду): быть нацеленными на общий результат (культурное со-развитие, поддерживать.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Проблема.

Фотоотчет о физкультурном занятии детей дошкольного возрастаФотоотчет о физкультурном занятии детей дошкольного возраста МКОУ «Прогимназия №18» г. о. Нальчик Успокаивающий игровой массаж "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы" на занятии физической культуры в средней.

Фотоотчет об открытом физкультурном занятии в рамках Дня открытых дверей в нашем ДОУФотоотчет об открытом физкультурном занятии в рамках Дня открытых дверей в нашем ДОУ Внимание, родители! Вы в садик не хотите ли Придти весенним днем? Сегодня, мы Вас всех ждем! День открытых дверей в детском саду.

Игра на физкультурном занятии в старшей группе ДОУ «Повтори движение» В начале игры воспитатель выбирает ведущего, который в течении ее продолжения будет меняться. Сначала воспитатель выбирает из желающих детей,.

Игры для развития быстроты и ловкости на физкультурном занятии детей дошкольного возраста ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ БЫСТРОТУ И ЛОВКОСТЬ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Быстрота (скорость) – способность преодолевать расстояние.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация «Роль воспитателя на музыкальном занятии» Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках Консультация для воспитателей Среди многих проблем последнего времени, касающихся.

Консультация «Роль воспитателя на музыкальном занятии» Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках Консультация для воспитателей Среди многих проблем последнего времени, касающихся.

Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развитияВзаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развития Взаимодействие воспитателя МАДОУ «Детский сад «Родничок» с родителями группы раннего развития. «Все вместе – значит, мы сила!»«Какую громадную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя и физрука на физкультурном занятии в ДОУ
Опубликовано: 20 октября 2019 в 19:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД