Папки-передвижки

Взаимосвязь музыки и художественного искусства для формирования художественно-эстетической культуры.

Марина
Взаимосвязь музыки и художественного искусства для формирования художественно-эстетической культуры.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей.

В дошкольной педагогике накоплен теоретический и практический опыт по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций интегрированного подходов (Н. А. Ветлугина).

Современная педагогическая наука определят интеграцию, как более глубокую форму взаимопроникновения различных образовательных областей и призывает охватывать все виды деятельности дошкольников. Обращение к проблеме музыкально-эстетического воспитания дошкольников актуально в педагогической интеграции в целом. Интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования. Интегрированное воспитание направлено на развитие творческого мышления и фантазии воспитанников, на формирование умения обобщать информацию и знания, на решение конкретной проблемы, на воспитание стремления творчески выражать себя в какой-либо деятельности.

Публикация «Взаимосвязь музыки и художественного искусства для формирования художественно-эстетической культуры,» размещена в разделах

Т. С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «. в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» .

(А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская выделили ряд актуальных задач для музыкального воспитания и развития детей, связанных с разработкой новых подходов и педагогических технологий. Авторы выделяют задачу интеграции разных видов искусств в процессе музыкально-творческого воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова.) Интеграция ОО (Это) предполагает связь музыки, движения и речи, где музыка не звучит «сама по себе», а каждый принимает участие в процессе для создания музыки. Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.

В связи с этим, главной задачей музыкально-эстетического воспитания является вхождение ребёнка в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включая искусство в повседневную жизнь детей, создавая условия для детского творчества По определению Я. А. Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.

Искусство наиболее полноценно обогащает эмоционально-чувственную область ребенка. Так, для развития слуха используется музыка. Искусство театра формирует у детей навыки коммуникации друг с другом и с взрослыми, способствует более безболезненной адаптации в социуме. Литература и поэзия обогащают речь и развивают литературный язык. Для развития зрения, различения оттенков необходимо изобразительное искусство. Танец развивает пластичность, свободное владение телом.

Дети дошкольного возраста не имеют в своём жизненном опыте ни научности, ни идеологии, ни морали, осваивают и воспроизводят действительность через свою детскую систему образов. При этом дети широко используют систему изобразительно-выразительных средств в разных видах деятельности:

-в речевой деятельности средством выразительности является слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);

-в театрализованной деятельности (интонация, голос, жесты, мимика, движения);

музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. ;

-в изобразительной деятельности (форма, линия, штрих, цвет, композиция).

Например, образ ручейка дети передают языками разных искусств одновременно :

- изображают цветом, линиями, формой, используют всевозможный материал (бумага, ткань, дерево, песок, глина и т. д.);

- подбирают соответствующий звук, используя звучащие материалы или музыкальные инструменты (шуршание бумаги, ореховых скорлупок,, звуки металлофона, треугольника, колокольчика и т. д.);

-изображают образ в пластических импровизациях, используя различные предметы (султанчики, ленты, газовые платки, шарфы, разрезанные на по-лоски полиэтиленовые пакеты, гафрированную бумагу, новогодний дождь из фольги).

Таким образом складывается интеграция Образовательных областей:

-«Музыка»

-«Художественное творчество»;

-«Коммуникация» ;

Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса, исходя из задач и возможностей детей. Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества. Мы предлагаем следующие формы работы с детьми по интеграции Образовательных Областей для музыкально-эстетического развития до-школьников.

Список литературы:

1. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание и развитие ребё нка в детском саду: современный взгляд на проблему [Текст] / А. Г. Гогоберид-зе, В. А. Деркунская // Детский сад от А до Я. – 2010. №3. – С. 4-14.

2. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Мнемозина, 1995. – 160 с.

3Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М. : Карапуз, 2009, 288 с.

4. Приказ Министерство образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151

«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

5. Реализация Приказа Министерства образования и науки РФ от 23ноября 2009г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» .

6. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и муз. руководителя [Текст]/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1985. 207 с.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь музыки и художественного искусства для формирования художественно-эстетической культуры.
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 20:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД