Папки-передвижки

Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей (часть III)

Татьяна Сиргиенко
Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей (часть III)
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей (часть III)

часть 1

Эффективность работы определяется не только знанием и исполнением работы с взаимопомощью, взаимовыручкой и взаимопониманием, а также единством требований к детям. Одна из проблем, возникающих у помощника воспитателя : чем занять детей во время отсутствия воспитателя или когда воспитатель проводит подгрупповое занятие?

Публикация «Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей (часть III)» размещена в разделах

Мы обсудим, чем занять ребёнка в отсутствие педагога. Но надо помнить о том, что взрослым, работающим на группах, необходимо создавать условия для эмоционального благополучия детей. Всем тем, кто работает с детьми, нужно обеспечить каждому ребёнку комфортное пребывание в детском саду, чувство психологической защищённости, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Необходимо выбрать правильный способ общения и придерживаться его постоянно. Это понимание, приятие и признание личности ребёнка.

Главное – принимать ребёнка таким, какой он есть. Но помня о том, что темперамент сравним лишь с гранитом, нужно пытаться отшлифовать его своими методами воспитания, используя их в качестве резца, которым пользуется скульптор. Важно учитывать все минусы и плюсы темперамента до-школьника, пытаться свести минусы к нулю, не подавлять, а управлять любым из типов темперамента ребёнка.

Для начала проведём со взрослыми упражнение «Звезда». Участники, глядя на изображение в зеркале, должны провести линию между внешним и внутренним углами звезды. Какие были ощущения в процессе выполнения?

Вывод: от ребёнка нельзя требовать того, чего он сделать не в состоянии. От детей часто требуют тишины, а это идёт вразрез с естественными реакциями, при этом накапливается эмоциональное напряжения и проявляется неадекватный выход эмоций.

Не следует стараться изменить врождённый темперамент дошкольника на более угодный взрослым и превратить, например, холерика в сангвиника, сангвиника – в флегматика и меланхолика и наоборот. Не следует пытаться переделывать ребёнка, ломать его. Тем самым можно вызвать активное со-противление или психологический кризис.

В процессе воспитания детей в зависимости от особенностей их темперамента важно учитывать то, что нервная система у дошкольника пластична и можно отшлифовать, завуалировать все недостатки.

Зная разные типы темперамента, окружающие ребёнка взрослые смогут разобраться в природных качествах его личности. А это, в свою очередь, многое объяснит в поведении дошкольника, даст им правильно его направить, рассчитать учебную нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, т. е. найти к нему индивидуальный подход.

Рекомендации по воспитанию детей различных типов темперамента

Ребёнку-меланхолику необходимо иметь очень близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться своими проблемами. При общении с ребёнком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Дети-меланхолики любят животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо.

С ребёнком-сангвиником следует играть в весёлые подвижные игры, совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должны быть разноплановые не скучные игры.

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуют заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних, ребёнку необходимо помочь научиться держать себя в руках.

Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием. Также хорошо научить ребёнка развивать фантазию

Всё это педагоги не должны забывать при составлении календарного плана, индивидуальной работы, самостоятельной игровой деятельности, совместной деятельности со взрослым. При составлении сетки занятий педагог должен помнить о рациональном распределении физической, умственной и эмоциональной нагрузок в течение всего пребывания ребёнком в детском саду. Занятиям, требующим от детей умственного напряжения, среди обще-го времени занятий отводится 50%, остальные 50% составляют занятия эстетической и физической направленности.

Виды непосредственной образовательной деятельности

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Сетка занятий 1.9.00-9.30 Коммуникация (развитие речи) «Чтение художествен-ной литературы»,«Труд», «Художественное творчество».

2.9.40-10.10 Лепка-аппликация (чередование через неделю). «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музы-ка», «Труд»

3.10.20-10-50 Музыкальное «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание». 1.9.00-9.30 Коммуникация (Чтение художественной литературы) «Социализация», «По-знание»

2.9.40-10.10 Физкультурное («Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Труд»).

3.10.20-11.30 ФЭМП. «По-знание», познавательно-исследовательская деятельность, сенсорное развитие, «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».

4.10.20-11-30 Рисование «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» 1.9.00-9.30 Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность. (Конструирование/ручной труд). «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».

2. Музыкальное «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».

1. Физкультурное (на открытом воздухе, 1 раз в неделю). «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Труд».

2.10.00-11.10 ФЭМП. «Познание», познавательно-исследовательская деятельность, сенсорное развитие, «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество»

3.10.20-11.30 Рисование «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» 1.9.00-10.10 Коммуникация (Развитие речи/подготовка к обучению грамоте) «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество».

2.10.20-10.50 Формирование целостной картины мира. «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд».

3.11.00.-11.30 Физкультурное («Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Труд».

Большинство занятий проводятся по подгруппам, для более эффективного результата и большей реализации способностей детей.

При всём этом не следует забывать о методическом подходе по расчёту времени на реализацию обязательной части основной общеобразовательной программы ДОУ.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

-пункт 2.8. обращает внимание на то, что «Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностях и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется».

-пункт 2.10. указывает на то, что «могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса».

-пункт 2.11 обращает внимание на то, что «Общий объём обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведё нное на: 1. образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); 2. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; 3. самостоятельную деятельность детей; 4. взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Слово «рассчитывается» подразумевает под собой некий расчёт времени, отведённый на вышеперечисленные структурные компоненты образовательного процесса.

Расчё т общего времени производится по следующей формуле: общее количество минут пребывания умножить на количество процентов получается время необходимое для реализации Программы.

Оставшееся время уделяется физиологическим потребностям ребёнка дошкольного возраста (сон, посещение туалета и т. д.).

Основное содержание общеобразовательной программы педагоги осуществляют в повседневной жизни в совместной деятельности с детьми, путём интеграции естественных для дошкольников видах деятельности, главным из которых является игра. При этом педагог должен помнить, что планирование самостоятельной игровой деятельности детей не должно носить хаотичность (беспорядочный набор игр или вообще бесконтрольность со стороны взрослого). Любая игра должна носить целенаправленность, которая заложена в перспективный и календарный план группы. Согласно требованиям ФГТ планирование носит тематический характер, т. е. учебный год разбит на блоки, а месяцы и недели на темы. Данные темы прослеживаются во всех видах деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой деятельности.

Проводя занятие с одной подгруппой детей, вторая, обычно находится в спальной комнате или в раздевальной под присмотром помощника воспитателя. Как правило данные помещения ограничены пространством и оборудованием. Поэтому воспитателю необходимо заранее продумать, как эффективно и рационально использовать имеющуюся площадь помещения. Необходимо заранее приготовить столы, если таковые будут иметься в излишестве, игры и пособия для детей второй подгруппы. Педагог должен знать, какие игры наиболее продуктивны для стимуляции ребёнка к занятию или после проведённого занятия.

Игры для детей различного типа темперамента

Меланхолики – игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками; «Мой хороший попугай».

Сангвиники – рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки».

Холерики – игры с кеглями; «Непослушные шарики»; «Коршун»; «Кенгуру»; «Покажи нос».

Флегматики – «Помоги Тане»; игры-эксперименты; Puzzle.

Итак, в такие игры можно поиграть помощнику воспитателя, когда воспитатель проводит подгрупповые занятия.

Публикации по теме:

Педагогический проект «План — наш помощник» Хочу поделиться с коллегами своим опытом по разработке плана работы воспитателя в условиях реализации федеральных государственных требований.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей (часть III)
Опубликовано: 14 июля 2014 в 18:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей (часть III)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сиргиенко (УИ 227030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД