Лучший педагог года

Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями

Галина Вечканкина
Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растет преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьезные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, «слабости» системы здравоохранения, образования, и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико — социальной, психолого — педагогической, реабилитационной и социально — правовой поддержки детей.

Публикация «Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями» размещена в разделах

В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучные семей, детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого — педагогической реабилитации «трудных» подростков, педагогические и социальные службы для детей.

Совершенствование общественного воспитания и образования подрастающего поколения неразрывно связано с укреплением и развитием взаимодействия детского сада и школы с семьей. Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т. е. все то что определяет затем его моральный облик.

Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка определяется тем, что во — первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, интимный характер, т. к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; во — вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в — третьих, в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности.

Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются ее воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами: «переносом психологически неадекватных форм общения из «родительской» семьи в новую; негативным отношением в ребенку вследствии семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и старшего поколения; низкой педагогической культурой в семье».

Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания со стороны школы и детского сада.

Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого — педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками. Однако ориентация педагогов только лишь на семью вообще или на «среднюю» семью недостаточна. Необходимо хорошо знать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах. Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания детей.

Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических условий (принципов) :

-создание взаимного доверия в отношениях с родителями;

-учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

-сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями;

-взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-одновременное влияние на родителей и детей;

-соблюдение в работе с родителями определенной последовательности, системности.

В работе с неблагополучными семьями мы - педагоги ставим следующие задачи:

1. Выявляем неблагополучные семьи как средство профилактики социального сиротства.

2. Повышаем педагогическую культуру всех категорий родителей.

3. Организуем педагогическое просвещения (убеждаем родителей в том, что семейное воспитание — это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей, образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности).

4. Привлекаем родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в ДОУ, развлечения и т. д.)

5. Во избежании насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению в своим детям, формируем правовую культуру родителей.

6. Проводим контрольно — коррекционную работу с родителями (анкетирование, тестирование и т. д.)

Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей на детей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю характеристику семьи, отражающую ее социально — бытовые и психолого — педагогические параметры.

При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание детей в семье. Поэтому в первую очередь педагогом дается общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями или план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы. Однако и в этом случае проведение опроса может оказать определенную педагогическую пользу, т. к. сами вопросы могут «заставить» родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).

Для удобства работы рекомендуется все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит достаточно объективно учитывать эффективность работы с семьями, прослеживать динамику изменений достижений в каждой семье, анализировать проблемы, лучше понимать каждую семью.

В практической работе с родителями детей педагог использует коллективные и индивидуальные формы воздействия. Среди традиционных форм работы с родителями можно отметить следующие:

1. Родительские собрания.

2. Индивидуальные консультации педагога.

3. Посещение на дому.

Родительское собрание должно просвещать родителей, носить как теоретический так и практический характер: разбор ситуаций, тренинга, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности ребенка.

Во время индивидуальных бесед педагог узнает:

-особенности здоровья ребенка;

-его увлечения, интересы;

-предпочтения в общении в семье;

-поведенческие реакции;

-особенности характера;

-моральные ценности семьи.

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. В ходе индивидуальных бесед можно использовать анкету «Мой ребенок».

Одной из форм взаимодействия педагога является посещение ребенка на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода педагога в семью.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно отметить следующие:

1. Тематические консультации

2. Родительские чтения

3. Родительские вечера

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании

2. Наказания детей. Какими им быть?

3. Застенчивый ребенок. Пути преодоления

4. Грубость и непонимание в семье

5. Талантливый ребенок в семье

6. Три поколения под одной крышей, проблемы общения

и другие.

Публикации по теме:

Безопасность в детском саду Презентация в Power Point о безопасности детей, о группах опасностей: Природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения,.

Выбор за тобой!Выбор за тобой! Одной из острых проблем, серьезно тревожащих российское общество, является наркомания. Масштабы и темпы ее распространения таковы, что вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 19:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД