Прохорова Ольга Владимировна
Эффективные способы развития детей дошкольного возраста в домашних условиях в контексте детско-родительского взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагога-психолога
родителям детей 3-7 лет.
Уважаемые родители! Предлагаю Вам использовать эффективный метод для развития Ваших детей в домашних условиях, целью которого является развитие познавательной активности и познавательных процессов малышей:
• речи детей;
• свойств внимания;
• зрительной и речевой памяти;
• элементарных математических представлений;
• произвольности действий;
• моторных навыков рук;
• творческого мышления.
Публикация «Эффективные способы развития детей дошкольного возраста в домашних условиях в контексте детско-родительского взаимодействия» размещена в разделах
Задачи:
Предложить ребенку послушать внимательно сказку, которую Вы ему с любовью прочитаете. При помощи фигурок - заместителей персонажей этой сказки, помогите ребенку воспроизвести все, что он запомнил, выкладывая фигурки на столе в ряд, один за другим, по мере появления этих персонажей в сюжете сказки.
Необходимо помнить!:
Чем младше ребенок, тем меньше персонажей должна содержать сказка, а сюжет её должен быть прост и ориентирован на запоминание повторяющихся действий («посадил», «позвал (а)», «тянут-потянут», «бил-бил - не разбил», «пропел свою песенку и побежал дальше» и т. д.). Так, для детей 3-4лет достаточно вспомнить русские народные сказки, рассказы для детей Л. Н. Толстого и др. :
«Курочка ряба», «Маша и три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Петушок золотой гребешок» и др.
Детям 5-7 лет можно предложить произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, В. А. Осеевой, Н. Н. Носова, В. П. Катаева и других авторов, которые есть в вашей домашней библиотеке, ориентируясь на актуальный уровень развития вашего ребенка: «Айболит», «Телефон», «Цветик-семицветик», «Волшебное слово», «Фантазёры» и др.
Для достижения поставленных целей воспользуемся
методом наглядного моделирования:
После прочтения сказки необходимо обсудить с ребенком и договориться с ним, чтобы всех персонажей сказки представить в виде каких-либо разноцветных геометрических фигурок (пластиковых палочек, крышек, пуговиц, камушков и других подручных Вам предметов-заместителей).
Раскладывая фигурки на столе в ряд, ребенок с Вашими наводящими вопросами, а затем и самостоятельно, сможет воспроизвести сюжет сказки, поочередно фиксируя внимание на каждом предмете-заместителе в ряду (слева направо).
Рассмотрим пример использования вышеуказанного метода для воспроизведения сказки «ТЕРЕМОК».
Русская народная сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок — серый бочок, все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Вам понадобятся дополнительные материалы:
1. Цветной картон
2. Ножницы
3. Набор чисел (деревянные, пластиковые, магнитные или картонные таблички чисел).
/Могут пригодиться: белая бумага, цветные карандаши, пластилин/.
Персонажей сказки «Теремок» представим в виде разноцветных кружочков, диаметр которых варьируется в зависимости от величины персонажа
Мышка-норушка - круг из серого картона (диаметр d = 3 см.)
Лягушка-квакушка - зелёный круг (d = 3.5 см.)
Зайчик -побегайчик - белый круг (d = 4 см.)
Лисичка-сестричка - оранжевый круг (d = 5 cм.)
Волчок - серый бочок - черный круг (d = 5,5 см.)
Медведь - косолапый - коричневый круг d = 10см.)
Теремок - плоский картонный домик (пятиугольник: ширина - 11см, высота - 15см) любого другого цвета (голубой, например).
Инструкция для ребенка:
Сейчас мы прочитали с тобой сказку «Теремок». Перед тобой лежат кружочки разного цвета и размера.
- Вспомни, кто первый увидел в поле Теремок и стал в нем жить?
(Правильно, Мышка-норушка.).
- Какой из этих кружочков мог бы нам заменить Мышку? Почему ты выбрал именно этот кружочек? (Внимательно выслушать ребенка, обсудить с ним главные отличительные признаки Мышонка (размер, цвет).
- Кто был вторым жителем Теремка?
- Какой из этих кружочков мог бы нам заменить Лягушку-квакушку?
(И так далее, соотнести все кружочки каждому из перечисленных персонажей сказки.)
- А теперь я буду снова рассказывать тебе сказку, а ты, как услышишь знакомое название персонажа, сразу бери соответствующий кружок и укладывай его в домик – на эту пятиугольную фигурку…
- Как ты думаешь, почему Медведь не поместился в Теремок?
- Что произошло, когда Медведь забрался на крышу дома? Почему Теремок сломался?
- Что должен был знать медведь, чтобы этого не произошло?
- Как бы ты ему об этом сказал (а? Попробуй объяснить вежливо Медведю, чтобы он тебя понял и помог построить новый Теремок.
- Какого размера должен быть Теремок, чтобы в него поместились все персонажи сказки?
(Предложить ребенку несколько прямоугольных листов бумаги разного размера.)
- Выбери из этих домиков тот, в который поместятся все шесть наших кружочков. А теперь проверь, правильно ли ты выбрал.
Чередуйте беседы с ребенком с двигательной активностью.
Предложите ему побывать в роли каждого из перечисленных персонажей, используя мимику и жесты, наделяя их соответствующими эмоциональными и двигательными характеристиками. Играйте вместе с ним, исполняя роли жителей теремка.
Попробуйте изменить сказку, предложив ребенку представить, что кто-то из друзей вдруг стал вредничать или жадничать или лениться и отказывался помогать друг другу. Чем может обернуться такое поведение? Только ли Медведь (внешняя грубая сила) может стать причиной раздора и поломок в доме?
После дневного сна ребенка или на следующий день можно вернуться к проигрыванию этой сказки при помощи кружочков-заместителей и предложить
Детям 5-7 лет:
- Посчитай все кружочки. Сколько всего персонажей в этой сказке?
- Разложи кружочки в ряд, кто за кем прибежал в Теремок, слева направо.
- Под каждым кружочком в ряду положи его порядковый номер (цыфру).
- Назови правильно: «первая - Мышка-норушка, вторая – Лягушка-квакушка» и т. д.
- А теперь оставь на столе только одно число (остальные – можно положить не тарелочку, то которое отвечает на вопрос: «Сколько всего персонажей в этой сказке?». Правильно, шесть - 6.
- Сколько из них поместилось в Теремок? (пять - 5).
- Сколько не поместилось? (один- 1).
- Что больше, 5 или 1? (Привести пример того, что пять маленьких предметов (маленькие куколки, машинки или мячики-прыгунки) могут поместиться в коробочку, а один большой предмет (большая кукла, машина или мяч-фитбол) в эту коробочку не поместятся). Почему? Тем самым, давая понять ребенку, что количество предметов может быть одинаковым, а место, которое они занимают в пространстве, зависит от их размера и формы.
- Предложите ребенку, глядя на последовательность кружочков, вспомнить и рассказать сказку самостоятельно.
Детям 3-4 лет:
Предложите вспомнить последовательность появления персонажей в сказке и выложить кружочки на столе в ряд.
При помощи наводящих вопросов ребенку, совместно с ним рассказать сказку.
Необходимо, чтобы ребенок понимал, что начало ряда – слева, конец ряда – справа, и, рассказывая сказку, перебирал кружочки движением руки слева направо.
В следующий раз предложите ребенку сделать предметы-заместители своими руками:
• Скатать пластилиновые шарики соответствующего цвета и размера.
• Нарисовать на белой бумаге кружочки или другие фигурки, соблюдая размерность персонажей и цвет по договоренности, и раскрасить их карандашами или красками; вырезать.
Радуйтесь каждой минуте, проведенной в обществе своего ребенка, поощряйте вариативность его выборов, творческие способности изменить сказку, способность импровизировать.
Не допускайте оценочного суждения: «хорошо» или «плохо». Исключите формальность слов и реакций.
Научите себя искренне удивляться тому, что предлагает ваш ребенок, развивая сюжет сказки, радоваться вместе с ним его успехам, победам в преодолении чувства неуверенности и страха новизны.
Подарите ребенку веру в свои силы и радость познания окружающего мира!