Приложение МААМ

Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла

Анна Разделкина
Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла
▼ Скачать + Заказать документы

Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла - это ёмкий и иконичный знак окружающего нас мира в образе «самого себя». Как писал А. Синявский, без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли».

Публикация «Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования, Народная кукла» размещена в разделах

«… С первых шагов своей культурной истории на Руси, люди доверяли свои самые сокровенные тайны и свои самые опасные задачи куклам. Рукотворные человечки замещали родных ребёнку, стерегли дома и земли (отметим, что до сих пор частым атрибутом сада и огорода является – Пугало», оберегали путешествующих (странников, охраняли от сглаза, исцеляли, открывали доступ к телам врагов («Вуду», а также сгорали на жертвенных кострах (кукла «Масленица»).

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая сила.

На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы. Куклы были не только девчачьей забавой.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору : "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

В современном обществе кукла превратилась в средство воспитания и обучения ребёнка, искусственно подгоняясь и приспосабливаясь к его пониманию. В психологическом и психотерапевтическом аспекте, куклу можно рассматривать, как инструмент психолога в арт-терапевтической практик.

Всё, что человек не мог, а возможно не хотел, чего сам боялся и без чего не мог обойтись, он доверял кукле.

Функции куклы состоят в том, чтобы помочь манипулирующему с ней человеку «одушевить» вещь, перейти с ней на – «Ты». Что в свою очередь способствует процессу самоактуализации и развертыванию «Я», его обретению и становлению.

Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Кукла изображает и повторяет образ человека, она может выполнять разные роли и одевать разные социальные маски, куклу можно рассматривать как партнера ребенка, помощника и проводника в подсознание. Ребёнок взаимодействует с куклой (игрушкой) так, как ему представляется и хочется; пытается её заставить осуществлять действия, для реализации своей мечты или желания получить, что-либо.

Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный социальный идеал, а также позволяя психике человека освободиться и выпустить спрятанные сознательно или бессознательно накопившиеся эмоции.

Куклотерапия используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, нарушением поведения, в работе с детьми, получившими эмоциональную травму.

Для взрослых кукла может стать проводником для самоосознания себя на текущем этапе жизни, а также помочь на уровне подсознания прожить, те архетипические роли, которые не были сформированы или были деформированы в процессе жизни.

Кукла, позволяет оказывать психокоррекционное воздействие на поведенческие аспекты человека с разнообразными психологическими затруднениями.

Коррекция демонстрационного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослыми или в игре со сверстниками конфликтных ситуаций из жизни ребенка.

Процесс куклотерапии проходит три основных этапа:

1. Изготовление куклы.

2. Обыгрывание значимых ситуаций с помощью куклы.

3. Заключительная беседа.

Погружаясь в процесс творческого акта создания куклы, дети, да и взрослые расслабляются, а вернее мягко освобождаются от эмоциональных «зажимов», накопившейся энергии - тяжести в телесных ощущениях, себя целостного.

Выполнение и сотворение мелких деталей, используя пальчики рук, приводит к развитию мелкой моторики (развивает «мануальный интеллект», активации творческого мышления, развитию воображения, а также способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.

Созданный образ куклы исполняет роль объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле, что позволяет облегчить груз накопившихся эмоций и проработать свои чувства. Человек легко может рассказать кукле то, чего возможно стесняется или смущается рассказать другим. Происходит на подсознательном уровне смена неэффективных стратегий поведения на более эффективные.

Анализ куклы позволяет активизировать природное чувство самоосознания некоторых особенностей своей личности, поиска и раскрытия внутренних энергетических и эмоциональных ресурсов. Снижается, а в некоторых случаях исключается склонность к психосоматическим заболеваниям (процесс реализуется за счёт позитивной терапевтической рефлексии).

Происходит практически естественная гармонизация внутренних психологических процессов. Что же происходит? Некоторые части внутреннего «Я» человека, по каким-либо причинам вытесняются из сознания. В данном аспекте - кукла может провоцировать для человека эмоцию: радости или грусти, нежности и печали. Кукла в данном случае играет роль проводника между подсознательным и сознательным мироощущением и самоподачей себя социуму.

Виды кукол.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Чтобы ребеночек хорошо спал, мать читала перед его люлькой заговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой».

Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Значения круп в Крупеничке :

гречиха сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис самое дорогое зерно, на праздник

перловка на сытость

овес на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Желанница.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Кукла Коляда.

Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

Капустка – (вепская) – эту куклу клали в люльку еще до рождения ребенка, чтобы она его согревала, а потом вешали над ребенком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери – кормилицы. Её большая грудь символизирует прокормить всех. Такая кукла берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т. е. не рвалась и не портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была «резанная и колотая»

Делала ее девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А потому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.

Кукла Капустка способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Куклу добрых вестей – Колокольчик еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы – Валдай. Кукла эта проста в изготовлении. На ней три юбочки, на голове красивый платочек. А звонкий колокольчик внутри напоминает нам о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками, а может быть еще о чем то родном и дорогом для каждого из нас.

Изготовив куколку Колокольчик, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и прибывать в радости.

Приготовление такого оберега – исключительно женское занятие, поэтому мужчине нельзя присутствовать при процессе или принимать непосредственное участие в изготовлении куклы.

Если кукла колокольчик готовится в качестве подарка какому - то конкретному человеку, то брать в руки ее можете только вы и тот человек, которому она предназначена.

Список литературы.

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007

2. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.

3. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.

4. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.

5. Ручная Работа : Электронный ресурс] : ///handmade.idvz. Юрина М. Куклы.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки. Автор-составитель М. Юрина. - М. : ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999.

7. Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся. - М. - Просвещение, 1994.

8. Л. М. Широкова «Народные игрушки»,- М «Рассвет»,2004 г.

9. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Презентация «Организация взаимодействия с родителями как фактор повышения качества дошкольного образования» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям).

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Доклад на международную дистанционную педагогическую конференцию «Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы.

Использование технологий эффективной социализации как средство повышения качества дошкольного образования Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную.

Из опыта работы «Социальное партнёрство — путь повышения качества дошкольного образования»Из опыта работы «Социальное партнёрство — путь повышения качества дошкольного образования» Один из путей повышения качества дошкольного образования – установление прочных связей с социумом. В моей практической деятельности это.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников» «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». (Китайская пословица) Наряду с совершенствованием воспитательно.

Образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Построение уроков в различных технологиях.

Оптимизация документооборота воспитателя как условие повышения качества дошкольного образования В должностные обязанности воспитателя детского сада входит ведение фиксирующей и планирующей документации. Перечень обязательной документации.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Презентация «ТРИЗ как средство повышения качества образования» Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов. Основным средством работы с детьми – педагогический поиск. Педагог.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла
Опубликовано: 10 марта 2019 в 14:47
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла» (включая файлы) размещена пользователем Анна Разделкина (УИ 1863752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД