Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности

Дубовик Галина Геннадьевна
Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности

Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что в настоящее время имеется несколько определений понятия «культура». В них представлены ценностно-диалогические, нормативно-социологические, деятельностно-рационалистические и другие подходы к рассмотрению сущности этого явления. Например, при нормативно-социологизаторском подходе культура рассматривается как система норм, правил поведения, традиций, ритуалов, обрядов, ряда предписаний в поведении людей. При этом личность должна обладать определенным набором качеств, позволяющих усваивать эту систему. Воспитание, опирающееся на такой подход, приобретает формально-нормативный характер, что фактически приводит к отчуждению, а не приобщению человека к культуре. Имеющиеся определения различаются не только по форме, но и по содержанию – в зависимости от времени, места и характера общества. При этом выделяются основные подходы к трактовке культуры: общественно-исторический, натуралистический, символический и социологический с разными вариациями. Определение понятия культуры, данное в Философском энциклопедическом словаре и в Российской социологической энциклопедии заключает в себе экологический аспект культуры,выражающийся в ценном отношении людей к природе: "Общечеловеческая культура- это возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самому себе".Наиболее же привычное нам содержание понятия «культура» — это воспитание в процессе образования, развивающего корректирующего природу личности. Как отмечает Н. А. Рыков (1978, «культурный человек всем обязан образованию, это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой».

Сформулированное В. И. Далем определение культуры как «обработка, возделывание, образование умственное и нравственное» отразило истинное содержание этого понятия в отечественной и зарубежной литературе.

К сожалению, в трудах некоторых педагогов и сейчас наблюдаются устремления свести экологическое образование к привитию школьникам некоего набора норм и правил поведения в природе, не обременяя ученика познанием сущности экологических законов природы. Думается, что экологическую культуру в образовании школьников надо рассматривать как систему ценностно-ориентированных, предметных экологических знаний, деятельности и отношений. Именно так должно характеризоваться содержание экологического образования.

Многие полагают, что культурное развитие человека находится в непосредственном единстве с развитием его деятельности в природе, а экологичность — качество, имманентно присущее культуре. Однако мировая практика образования показывает, что воспитание rex или иных качеств у личности достигается только при постоянном внимании к процессу воспитания и специальными усилиями учителя, ученика и в целом общества. Экологичность как составная часть общей культуры личности отмечается многими авторами, но какого-либо общепринятого определения понятия «экологическая культура» пока нет. [4, с. 281]

Глубокий анализ понятия «экологическая культура» проведен И. Н. Пономаревой. Она отмечает, что в работах И. Д. Зверева (1995) под экологической культурой понимается динамическое единство экологических знаний, ответственное отношение к природе и реальной действительности человека к окружающей среде, что она «выражена в совокупности материальных и духовных ценностей, которые определяют систему отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

С. Н. Глазачев (1997, активно пропагандирующий необходимость развития экологической культуры у учащихся, рассматривает ее как «социокультурный феномен, обладающий своей структурой, языком, специфическим пространством – временем».

Г. П. Сикорская (1999) определяет экологическую культуру как «меру и способ реализации развития социальных сил человека и процессе освоения природы, как уровень и характер отношений между человеком и социоприродной средой, проявляющиеся в системе знаний, умений, Гуманистических ценностных ориентациях, экологически сообразной деятельности, экологическом мышлении, сознании и мировоззрении». Автор подчеркивает, что экологическая культура представляет сложную и многомерную матрицу, в которой духовным компонентом является экологическое сознание, а ядром — экологическое мировоззрение.

По мнению А. В. Миронова (1989). Экологическая культура есть «положительный социально-экологический опыт, накопленный обществом и зафиксированный в материальной и духовной культуре».

Л. П. Викторова (2001) характеризует экологическую культурус функциональных позиций: «Экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентации, мотивирующих экологически обоснованное (природосообразное) поведение, и реализуется во все видах и результатах человеческой деятельности связанных с познанием, использованием, научно обоснованным преобразованием природы и общества».[1, с. 285]

Следует отметить, что экологическая культура представляется нам как результат и как процесс. Именно в процессе освоения экологической культуры происходит наращивание новых современных знаний, обогащение опытом, трансляция их в виде экокультурных ценностей, осознанных и используемых в практической деятельности. Развитие экологической культуры является главной задачей и итогом экологического образования школьников. Естественно, что экологическая культура развивается при условии системного взаимодействия всех сфер осознания личности (научной, художественной, правовой, экономической, эмоциональной, нравственной, мировоззренческой и других) как неотъемлемых частей ее общей культуры и культуры общества с природосообразной деятельностью этой личности. Поэтому нужно отметить, что еще за долго до возникновения самого понятия экологическая культура, многие выдающиеся педагоги и методисты, а в частности А. Я. Герд, Б. Е. Райков, П. И. Боровицкий, Б. В. Всесвятский, Н. М. Верзилин, Зверев, И. Н. Пономарева, Д. И. Трайтак, А. И. Никишов, Н. Д. Андреева, говорили о необходимости формирования у учащихся естественно-научного мировоззрения, нравственного, эстетического, экологического воспитания, как важнейших составных частей, обосновывающих фундамент для развития экологической культуры (смотри приложение 1).

И. Д. Зверев в своих работах пишет, что человек, овладевший экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что история общества есть следствие истории природы, что природа составляет первооснову становления и существования человека. Такой человек относится к природе как к матери, считает ее своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться. И. Н. Пономарева определяет экологическую культуру как систему ценностно-ориентированных экологических знаний, деятельности и отношений, проявляющуюся в духовности и поступках как часть общей культуры личности. Н. Д. Андреева говорит о том, что экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Сложившаяся в настоящее время система дошкольного и школьного экологического образования включает значительный объем экологических знаний, умений и ценностных отношений, реализующих эти требования в направлении развития экологической культуры. Но реализация этой системы в массовой практике обучения имеет пока бессистемный, разрозненный подчас неосознанный организаторами характер, поэтому проводится в виде эпизодических мероприятий, с господством эмпиризма. Устранить имеющиеся противоречия можно лишь посредством реализации целостной концепции развития экологического образования, генеральная цель которой- формирование и развитие экологической культуры.

Литература

1. Пономарева И. Н. Экологическоеобразование в российской школе: История. Теория.Методика: Учебное пособие/ И. Н. Пономарева, В. П. Соломин; под. ред. В. П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.- 415с.

2. Российская социологическая энциклопедия/ Г. В. Осипова. –М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. -672 с.

3. Философский словарь/ И. Т. Фролова. – М.: Изд-во политической литературы, 1980.

4. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983. – 384 с.

Публикации по теме:

Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сосновский детский сад» Тема доклада: «Музыкальное образование дошкольников,.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников — неотъемлемая часть общей культуры государства» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Екимова Елена Вячеславовна,.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения 1 слайд ТЕМА Дошкольный возраст.

Нравственно-патриотическое воспитание как неотъемлемая часть воспитательного процесса Нравственно - патриотическое воспитание Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими.

Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности Выступление на методическом объединение : «Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности».

Презентация проекта «Экологическая культура дошкольнику» Экологическая ситуация Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений.

Экологическая культура дошкольниковЭкологическая культура дошкольников Взаимоотношение человека с окружающей средой одна из современных важнейших проблем. Решена она, может быть, только при условии формирования.

Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников Задачи: - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; - способствовать творческому поиску педагогов.

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников[/b] Природа оказывает на ребенка не только воспитательное,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности
Опубликовано: 27 августа 2018 в 12:26
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Конспект дистанционного НОД по ФЭМП в средней группе «Три поросёнка»
Цель: Учить считать в пределах 3, называя числа по порядку, согласовывая их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов....
Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов Вороны - птицы очень умные. Нередко приходится наблюдать , как пара ворон сидит на...
Фотоотчёт по рисованию в старшей группе «Птичка — свистулька»
Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку в...