Юлия Буковская
Экологическая тропа
▼ Скачать + Заказать документы
Создание экологической тропы на территории нашего детского сада способствует повышению познавательного уровня дошкольника. Знания, которые наши воспитанники получают во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на НОД. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять полученные знания в разных видах детской деятельности.
Публикация «Экологическая тропа» размещена в разделах
На экологической тропе дошкольники знакомятся с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха, развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации образовательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы : развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы :
1) развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы;
2) формировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы;
3) привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Характеристика тропы
Вид тропы : экологическая
Местонахождение: г. Саратов, ул. Заречная, 2, территория МБДОУ д/с №196 компенсирующего вида г. Саратова
Год восстановления: весна 2017
Назначение экологической тропы :познавательная, развивающая
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П. Гвездослав
1. Поздоровайтесь!
2. Не шумите, наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
4. Разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые ракушки, цветы, камни и т. п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми и родителями
на экологической тропе :
• Детско-родительские проекты;
• Фотовыставки;
• Изготовление поделок и рисунков;
• Субботники по облагораживанию территории Учреждения;
• Участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах;
• Участие в театрализованных праздниках, развлечениях;
• Экологические игры;
• Экскурсии, прогулки;
• Экологические беседы, наблюдения, опыты.
Объекты экологической тропы
1. Березовая роща.
Березы бывают разные по размеру и форме. На юге встречаются березы огромные, стройные как мачты. На севере растут карликовые березы. У всех берез очень необычная кора. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются чечевички, через них береза дышит. Ветки у березы тонкие, длинные, растет береза снизу вверх, листочки резные, точеные, семена березы собраны в «сережки».
Береза - символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)
Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березник).
2. Хвойный уголок
Сосна – это самое древнее дерево на земле. Сосна – родоначальница всех хвойных деревьев: ели, кедра, лиственницы, пихты. Это очень полезное растение на территории ДОО. В жаркую погоду дети могут укрыться под тенью, подышать хвойным воздухом. Сосна – кормилица многих диких животных.
Сосна – это самое древнее дерево на земле. Сосна – родоначальница всех хвойных деревьев: ели, кедра, лиственницы, пихты. Это очень полезное растение на территории ДОО. Сосна – кормилица многих диких животных.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сосну, сравнить листья сосны с листьями других деревьев, поиграть в игру «Давайте поздороваемся», «Хвоинки», почитать рассказы, сказки, стихотворения о сосне, предлагает отгадать загадки. Затем в группе дети рисуют пейзаж «Красивое дерево сосна».
3. Цветочная клумба.
Цветы украшают нашу жизнь, дают питание пчелам и бабочкам, из цветов делают лекарства, а некоторые из них используем в пищу. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам - воинов, погибших на войне.
А где растут цветы? Ребята, мы с вами уже многое знаем из жизни леса и его обитателей. Но лес не только густая чаща и заросли кустарника. Среди деревьев есть светлые, просторные поляны, на которых растут прекрасные цветы!
Некоторые цветы занесены в Красную книгу.
Это книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле. Красный цвет – сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красную обложку.
Вот видите, как много, красивых цветов в нашей стране.
Но, как же сохранить эту красоту? Нужно знать и выполнять правила поведения в природе. Нельзя рвать цветы, топтать их.
4. Грибы
Здесь дети знакомятся с доступными для его возраста сведениями о съедобных и ядовитых грибах, особенностях их внешнего вида и произрастания. Воспитатель создает специальные ситуации по сбору грибов с участием детей («Хорошо поищи под березой или елкой», «Внимательно посмотри на пеньке» и т. д.). Такая ситуация якобы самостоятельного отыскивания и сбора грибов не только принесет ребенку удовлетворение и радость, но будет также способствовать развитию внимательности, наблюдательности, интереса к природе и бережного к ней отношения. Воспитатель учит подмечать сходство и различие грибов, подчеркивая опасность для здоровья и жизни человека ядовитых и несъедобных представителей грибного царства. Учит ребенка основным правилам сбора грибов.
Воспитатель читает сказку Э. Шима «Храбрый опенок», Н. Павловой «Две сказки о грибах», загадывает загадки, заучивает скороговорки огрибах, знакомит с приметами и поговорками. Детям среднего и старшего возраста воспитатель предлагает слепить или нарисовать гриб, а детям подготовительного – сделать поделку из природного материала. Также из полосок цветной бумаги можно сконструировать корзинку для грибов. Можно поиграть в игру «У медведя во бору», «Найди пару».
5. Насекомые
У разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы насекомые. Живут насекомые везде, кроме тех мест, где очень холодно.
6. Кустарники и птицы
На данном объекте дети знакомятся с наиболее распостраненными кустарниками России (жимолость, сирень, малина, бузина, можжевельник, калина, волчье лыко). Воспитатель рассказывает о животных, которые живут в кустарниках – в густом переплетении их ветвей, корней, листьев; рассказать о плодах. Ребята рассматривают внешний вид кустарников, сравнивают их с деревьями. (Кустарники – это растения, внешне похожие на деревья. Однако присмотрись внимательнее: дерево всегда имеет один ствол, а кустарник образуется несколькими «стволами» - побегами, растущими близко друг к другу.).
Воспитатель читает рассказы о кустарниках и их обитателях. Играют в игру «Четвертый лишний», «К названному дереву беги». С младшими дошкольниками можно поиграть в игру «Кто найдет такой же лист, как я покажу». Собрать сухие опавшие ветки.
7. Животные.
Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.
Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название – дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие – вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель – выживание.
Как вы понимаете, домашние – это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца, материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные – это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.
Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в жизни человека. Начнем, например, с домашних зверей.
Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняют и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики – это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, сельскохозяйственные животные, которые приносят пользу. К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.
Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится о своем "обеде" самостоятельно.
Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.
Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни. Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, волки, рыси, лоси, зайцы, тюлени, львы, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.
9.«Место посиделок».
Это не просто место для отдыха детей. Здесь дошкольники играют в познавательные игры. Воспитатель проводит досуги на экологические темы, сюжетно-ролевые игры( «Прогулка в лес с семьей» и др., беседует с детьми («Как вести себя на природе?», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?» и др., читает экологические сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» и др.) . Дошкольники выполняют упражнения на расслабление.
Создавая экологическую тропу на территории нашего детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, цветов, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников и цветов. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности. Это помогает воспитателям знакомить детей с представителями местной флоры и фауны.
Так же мы хотели бы в ближайшем будущем «видеть» на нашей экологической тропе такие объекты : «Огород» и «Зеленая аптека». Надеемся на вашу помощь.