Папки-передвижки

Экологическая тропа

Юлия Буковская
Экологическая тропа

Создание экологической тропы на территории нашего детского сада способствует повышению познавательного уровня дошкольника. Знания, которые наши воспитанники получают во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на НОД. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

Публикация «Экологическая тропа» размещена в разделах

На экологической тропе дошкольники знакомятся с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха, развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации образовательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы : развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы :

1) развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы;

2) формировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы;

3) привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Характеристика тропы

Вид тропы : экологическая

Местонахождение: г. Саратов, ул. Заречная, 2, территория МБДОУ д/с №196 компенсирующего вида г. Саратова

Год восстановления: весна 2017

Назначение экологической тропы :познавательная, развивающая

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

1. Поздоровайтесь!

2. Не шумите, наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

4. Разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые ракушки, цветы, камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Формы и методы работы с детьми и родителями

на экологической тропе :

• Детско-родительские проекты;

• Фотовыставки;

• Изготовление поделок и рисунков;

• Субботники по облагораживанию территории Учреждения;

• Участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах;

• Участие в театрализованных праздниках, развлечениях;

Экологические игры;

• Экскурсии, прогулки;

Экологические беседы, наблюдения, опыты.

Объекты экологической тропы

1. Березовая роща.

Березы бывают разные по размеру и форме. На юге встречаются березы огромные, стройные как мачты. На севере растут карликовые березы. У всех берез очень необычная кора. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются чечевички, через них береза дышит. Ветки у березы тонкие, длинные, растет береза снизу вверх, листочки резные, точеные, семена березы собраны в «сережки».

Береза - символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)

Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березник).

2. Хвойный уголок

Сосна – это самое древнее дерево на земле. Сосна – родоначальница всех хвойных деревьев: ели, кедра, лиственницы, пихты. Это очень полезное растение на территории ДОО. В жаркую погоду дети могут укрыться под тенью, подышать хвойным воздухом. Сосна – кормилица многих диких животных.

Сосна – это самое древнее дерево на земле. Сосна – родоначальница всех хвойных деревьев: ели, кедра, лиственницы, пихты. Это очень полезное растение на территории ДОО. Сосна – кормилица многих диких животных.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сосну, сравнить листья сосны с листьями других деревьев, поиграть в игру «Давайте поздороваемся», «Хвоинки», почитать рассказы, сказки, стихотворения о сосне, предлагает отгадать загадки. Затем в группе дети рисуют пейзаж «Красивое дерево сосна».

3. Цветочная клумба.

Цветы украшают нашу жизнь, дают питание пчелам и бабочкам, из цветов делают лекарства, а некоторые из них используем в пищу. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам - воинов, погибших на войне.

А где растут цветы? Ребята, мы с вами уже многое знаем из жизни леса и его обитателей. Но лес не только густая чаща и заросли кустарника. Среди деревьев есть светлые, просторные поляны, на которых растут прекрасные цветы!

Некоторые цветы занесены в Красную книгу.

Это книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле. Красный цвет – сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красную обложку.

Вот видите, как много, красивых цветов в нашей стране.

Но, как же сохранить эту красоту? Нужно знать и выполнять правила поведения в природе. Нельзя рвать цветы, топтать их.

4. Грибы

Здесь дети знакомятся с доступными для его возраста сведениями о съедобных и ядовитых грибах, особенностях их внешнего вида и произрастания. Воспитатель создает специальные ситуации по сбору грибов с участием детей («Хорошо поищи под березой или елкой», «Внимательно посмотри на пеньке» и т. д.). Такая ситуация якобы самостоятельного отыскивания и сбора грибов не только принесет ребенку удовлетворение и радость, но будет также способствовать развитию внимательности, наблюдательности, интереса к природе и бережного к ней отношения. Воспитатель учит подмечать сходство и различие грибов, подчеркивая опасность для здоровья и жизни человека ядовитых и несъедобных представителей грибного царства. Учит ребенка основным правилам сбора грибов.

Воспитатель читает сказку Э. Шима «Храбрый опенок», Н. Павловой «Две сказки о грибах», загадывает загадки, заучивает скороговорки огрибах, знакомит с приметами и поговорками. Детям среднего и старшего возраста воспитатель предлагает слепить или нарисовать гриб, а детям подготовительного – сделать поделку из природного материала. Также из полосок цветной бумаги можно сконструировать корзинку для грибов. Можно поиграть в игру «У медведя во бору», «Найди пару».

5. Насекомые

У разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы насекомые. Живут насекомые везде, кроме тех мест, где очень холодно.

6. Кустарники и птицы

На данном объекте дети знакомятся с наиболее распостраненными кустарниками России (жимолость, сирень, малина, бузина, можжевельник, калина, волчье лыко). Воспитатель рассказывает о животных, которые живут в кустарниках – в густом переплетении их ветвей, корней, листьев; рассказать о плодах. Ребята рассматривают внешний вид кустарников, сравнивают их с деревьями. (Кустарники – это растения, внешне похожие на деревья. Однако присмотрись внимательнее: дерево всегда имеет один ствол, а кустарник образуется несколькими «стволами» - побегами, растущими близко друг к другу.).

Воспитатель читает рассказы о кустарниках и их обитателях. Играют в игру «Четвертый лишний», «К названному дереву беги». С младшими дошкольниками можно поиграть в игру «Кто найдет такой же лист, как я покажу». Собрать сухие опавшие ветки.

7. Животные.

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название – дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие – вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель – выживание.

Как вы понимаете, домашние – это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца, материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные – это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в жизни человека. Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняют и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики – это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, сельскохозяйственные животные, которые приносят пользу. К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится о своем "обеде" самостоятельно.

Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни. Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, волки, рыси, лоси, зайцы, тюлени, львы, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

9.«Место посиделок».

Это не просто место для отдыха детей. Здесь дошкольники играют в познавательные игры. Воспитатель проводит досуги на экологические темы, сюжетно-ролевые игры( «Прогулка в лес с семьей» и др., беседует с детьми («Как вести себя на природе?», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?» и др., читает экологические сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» и др.) . Дошкольники выполняют упражнения на расслабление.

Создавая экологическую тропу на территории нашего детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, цветов, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников и цветов. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности. Это помогает воспитателям знакомить детей с представителями местной флоры и фауны.

Так же мы хотели бы в ближайшем будущем «видеть» на нашей экологической тропе такие объекты : «Огород» и «Зеленая аптека». Надеемся на вашу помощь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Конспект занятия «Экологическая тропа весной» Возрастная группа: средняя Тема: «Экологическая тропа весной» Цель: Обобщение и систематизация знаний об весенних изменениях в природе.

Маршрут «Экологическая тропа» Дата мероприятия: 19 июня 2017 г (понедельник). Цель: развивать представления детей об окружающем мире, формировать навыки бережного отношения.

Проект «Экологическая тропа» Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть.

Проект «Экологическая тропа»Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта: Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть,.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста» Воспитатель:.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Экологическая тропа «Аптечные растения» Станция экологической тропы «Аптечные растения» Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа.

Экологическая тропа (фотоотчет)Экологическая тропа (фотоотчет) .

Экологическая тропа в детском саду.Экологическая тропа в детском саду. Станция экологической тропы "Медвежий угол"На очередном педагогическом совете коллективом нашего МБДОУ №112 города Оренбурга было принято.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 20:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД