Любовь Душебаева
Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте-ниями и животными.
- упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего ок-ружения.
- узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
Публикация «Экологическая викторина „Путешествие в природу“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2013
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уваже-ние к партнёрам и соперникам по игре.
- воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидак-тические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Материал:
Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (для жеребьёвки, магнитная доска с магнитами, кубики с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, «загадочные объявления», наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках: «Птицы средней полосы», «Жи-вотные средней полосы» «Грибы», корзина с шишками, призы.
Ход викторины : (звучит запись пения птиц)
Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивитель-ный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – по-всюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лес-ной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не за-бывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»
Мы сегодня с вами проведём викторину : «Путешествие в природу». При помощи жеребьёвки мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правиль-ный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.
1 команда «Подснежники».
2 команда «Ландыши»
1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило».
Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отно-шению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с графиче-ским изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе.
Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать тра-ву в почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остают-ся в природе!
Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!
Задание 2. «Угадай дерево».
Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.
- Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает бе-лыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью об-сыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сло-жено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поник-шими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).
- Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Силь-ный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микро-бов. (Черёмуха).
- Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета за-цветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).
Задание 3. Конкурс капитанов.
Воспитатель. Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выло-жить из кубиков с буквами отгадку.
- Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса).
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк).
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру: «Назови лишнее слово»
- Клён, липа, берёза, тюльпан, рябина.
- Стрекоза, комар, щука, муха, муравей.
- Лиса, корова, ёж, заяц, волк.
- Сорока, воробей, паук, синица, дятел.
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы).
- Какое растение может вас обжечь? (Крапива). Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
- Время года, когда просыпается природа? (Весна). В какое время года бывает гололёд? (Зимой).
- Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел). Кто является санитаром леса из животных? (Волк).
- Домашний родственник зайца? (Кролик). Дикий родственник свиньи. (Ка-бан).
- Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет). Готовят ли запасы еды белки? (Да).
- Зимняя квартира медведя? (Берлога). Где живет белка? (Дупло).
- Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха). Гирлянды ма-леньких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроко-нечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши).
- Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики). Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики).
Музыкальная пауза: песня «Грибочки»
Задание 5. Загадки о птицах.
Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте.
- Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель, а зовут меня все (Дятел).
- Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
- Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,
Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка).
- Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей).
- Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова).
- Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собира-ет. (Воробей).
Задание 6. «Раздели на слоги»
Воспитатель: Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит отгадка.
- Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пче-ла).
- Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит.
- Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Ко-мар).
- У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела,
И большие, большие глаза, назовём её… (Стре-ко-за).
- Она легка, красива, изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Ба-боч-ка).
Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюби-вом насекомом:
- Вот в лесочке, на пенё чке выросла большая кочка:
Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;
Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.
То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.
Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.
Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья».
Задание 7. «Сказочные объявления»
(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобра-зить его).
- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)
- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк).
- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (Лиса).
- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка).
- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь).
- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морков-кой».
Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд.
Воспитатель:
Мы любим все лес в любое время года,
Мы слышим ручеек медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же, всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей, на свете нет.
Природой называется все это,
Дружить с ней будем много лет.
Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик».
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну.