Галина Кузнецова
Экологические игры для дошкольников
Экологические игры для дошкольников
Дидактическая игра
«ЭТО ОН, ЭТО ОН, ВОДОЁМ, РОДИМЫЙ ДОМ»
Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире водоёма.
Ход игры : учитель называет группы животных и растений. Если данные животные и растения обитают в водоёме, то дети произносят фразу: «Это он, это он, водоём, родимый дом» или «Это в нём, это в нём, в водоёме мы живём». Если данные группы в водоёме не обитают, то дети молчат.
1. Аир, белокрыльник, телорез, водокрас.
2. Заяц, лиса, волк, куница.
3. Бобр, выдра, выхухоль, ондатра.
Публикация «Экологические игры для дошкольников» размещена в разделах
4. Подорожник, ромашка, василёк, шалфей.
5. Вертячка, водолюб, водомерка, плавунец.
6. Сорока, ворона, голубь, синица.
7. Выпь. кряква, цапля, нырок, скопа, чайка.
8. Вьюн, карась, карп, пескарь, линь, налим.
9. Моллюски, катушка, прудовики, перловица.
10. Соловей, пеночка, кукушка, зимородок.
11. Жаба, жерлянка, лягушка.
12. Гадюка, кобра, гюрза.
13. Кувшинка, рогоз, стрелолист, телорез.
Игра: «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Игра проводится при изучении темы «Раннецветущие растения».
Цель игры : научить детей распознавать учащихся раннецветущие растения, развивать зрительную память.
Игровое действие: найти цветок данного растения, узнать, что изменилось во внешнем виде растения.
Оборудование: карточки раннецветущих растений, у которых снимаются цветы.
Правило: учитель раздаёт по командам карточки раннецветущих растений. Дети должны верно соединить цветок с основным стебельками. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и верно.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ:
" Живая и неживая природа"
Игра проводится для ознакомления с понятиями живой и неживой природы.
Цель игры : Подвести детей к тому, что вся природа делится на живую и неживую, расширять кругозор детей.
Материал: У детей на парте тетради или листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на бумаге 2 квадрата.
Содержание игры : Дети работают в квадратах бумаги.
В первый квадрат зарисовывают или записывают отгадки, которые начинаются с согласной
буквы. Во второй квадрат - отгадки, которые начинаются с гласной.
ЗАГАДКИ:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
/дождь/
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
/молния/
Была рожком, стала кружком.
/луна/
В небе подсолнух:
Весь год цветёт,
А семян не дает.
/солнце/
Стоит Егорка в красной Ермолке,
Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.
/ягода/
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ногами
За жуками, мотылями.
/ёж/
Что это за девица,
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
/ель/
Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину,
Увидишь сердцевину.
Из плодов он твёрже всех
Называется.
/орех/
ИГРА «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Цель игры : научить детей различать части растений.
Игровые действия: хлопаем в ладоши, поднимаем руки вверх.
Правило: хлопать или поднимать руки можно только по сигналу учителя.
Ход игры : учитель называет разные культурные растения. Если у них можно есть вершки, то учащиеся поднимают руки вверх. А если мы едим корешки, то дети хлопают в ладоши по сигналу учителя все вместе.
Например, капуста, морковка, лук, картофель, укроп, овёс, кукуруза, салат, цветная капуста, рожь, брюква, помидоры, хрен.
ИГРА «ЗООЛОГИЧЕСКОЕ И БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Вариант 1.
Игра может проводиться при изучении темы или при закреплении темы «Разнообразие природы нашей Родины».
Цель: проверить знания детей по изученным природным зонам.
Игровое действие: распределить животных и растения по изученным природным зонам.
Материал: карточки животных и растений по природным зонам.
Содержание: учитель делит класс на несколько групп и распределяет задания.
Варианты:
а/ группа ботаников
б/ группа зоологов
в/ группа ботаников и зоологов
Каждой группе даётся задание. Например – вариант В.
1 группа - ботаники. Данная группа отбирает карточки с растениями Арктики и тундры.
2 группа – ботаники. Этой группе нужно отобрать карточки с растительным миром зоны лесов.
3 группа – зоологи. Отбираются карточки с группой животных, обитающих в зоне степей.
4 группа – зоологи. Отбираются карточки с животным миром пустыни.
Вариант 2.
Вариант 2 может быть использован при изучении темы «Разнообразие растительного мира». Или при изучении темы «Разнообразие животного мира». /2 класс/
Цель: проверить знания детей по изученной теме.
Материал: карточки лото.
Содержание: каждой группе детей даётся задание отобрать животных или растения.
1 группа – пресмыкающиеся 1 группа - хвойные
2 группа – звери 2 группа – цветковые
3 группа – птицы 3 группа – мхи, водоросли
4 группа - насекомые 4 группа – папоротники
Выигрывает та группа, которая сделает правильный выбор и обоснует свой ответ.
Карточки ЛОТО смотри в приложении.
Дидактическая игра
" К А К И Е М Ы Д Е Р Е В Ь Я? "
Игра может быть использована в 1 классе по программе А. А. Плешакова при закреплении темы "Растения зимой и немного о животных" и в 3 классе при изучении темы "Зона лесов". Игра проводится эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк, где дети могут наблюдать деревья в природе. Цель игры : Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.
Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.
Содержание: Учитель называет дерево и бросает мяч детям, которые сидят за партой. Он может называть лиственные и хвойные деревья.
НАПРИМЕР: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень, берёза, ель, вяз, осина, пихта, ива, тополь, клён, ольха.
Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение /к лиственным или хвойным/.
Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.
НАПРИМЕР: дуб — лиственное, сосна — хвойное.
Игра с мячом может проводиться по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные ", т. е. по всем темам, где есть классификация. Например: щука — рыба, лягушка — земноводное, ворона — птица.
Дидактическая игра "Да - нет"
Игра проводится на уроках природоведения во 2 классе после прохождения темы "Разнообразие животного мира".
Цель игры : уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам; учить детей работать в группе.
Содержание: Учитель делит детей на 3 - 4 группы. Дети садятся кружком и должны работать сообща, в группе.
Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди. НАПРИМЕР: Животное — лось.
Вопросы детей: Ответы учителя:
Это насекомое? Нет.
Это зверь? Да.
Он живет в наших лесах? Да.
Он хищный? Нет.
Он травоядный? Да.
У него длинный хвост? Нет.
Он быстро бегает? Да.
Это лось? Да.
Примечание: Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам.
Такая игра может проводиться по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т. д.