Экологический проект «Берегите птиц»

Мария Меренкова
Экологический проект «Берегите птиц»

"Не навреди! " - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

Тип проекта: познавательный

Цель: Формирование ответственности и бережного отношения к птицам. Расширение и обогащение знаний о перелетных и зимующих птицах.

Задачи:

1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

3 Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.

4. Пополнить развивающую среду по теме проекта.

5. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

Участники проекта:

дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы

Сроки реализации проекта: ноябрь 2014 - февраль 2015

Предварительная работа: чтение художественной литературы; отгадывание загадок; дидактические, настольно-печатные игры; словесные игры; рассматривание репродукций картин и иллюстраций, изображающих зимующих птиц; наблюдение за птицами во время прогулок.

Формы и методы работы:

-Занятия

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии в природу;

- просмотр мультфильмов, презентаций;

- викторины;

- консультации.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

• Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

II этап – основной (практический)

• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.

Работа с детьми.

1)Задачи: закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

Понедельник:

Экскурсия в парк, рассматривание птиц.

Вторник:

1. Занятие «Перелётные и зимующие птицы».

Цель: воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам

2. Игра: «Собери и расскажи про птичку»

3. Подвижная игра: «Воробьи и кот».

Среда:

1. Дидактическая игра: «Кто прилетел на зимовку, а кто улетел?»

Цель: учить детей определять птиц по внешнему виду.

2. Чтение загадок и пословиц о птицах.

Четверг:

1. Занятие «Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок».

Цель: познакомить с автором и его произведением, воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

Дидактическая игра: «Какая птица лишняя.

Цель: закрепить знания о перелётных и зимующих птицах.

Пятница:

Ручной труд, оригами «Лебедь».

Цель: учить складывать из бумаги фигурку лебедя, развивать глазомер, аналитическое мышление.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: “Сложи картинку”, “Что за птица? ”, “Угадай, какая птица поет? ”, "Найди цветок для птички", «Кукушкино имя», «Найди свою группу», «Летает – не летает», «Кому какой корм?», «Чей клюв?», «На кормушке»

Подвижные игры: “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль”, “Птички в гнёздышках”, "Коршун и наседка", "Кого назвали, выходи", "Скворечник", «Совушка», «Ворон», «Гуси-лебеди»

Сюжетно-ролевые игры: “Больница птиц”.

Пальчиковая гимнастика “Зимующие птицы”, “Кормушка”, “Птички”, “Весёлые воробьи”, "Ласточка"

Познавательное развитие:

Беседы: “Холодно ли птицам зимой? ”, "Как птицы «лечат» деревья", "Удивительный мир птиц", "Охрана птиц", «Почему мы считаем птиц своими друзьями»

Художественно-творческая деятельность: Рисование: “Птицы на кормушке”, “Снегири и синички”, «Птицы нашего участка».

Лепка: “Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри”. “Села птичка на окошко”, «Грачи прилетели»

Аппликация: “Как розовые яблоки на ветках снегири”, “Кормушка для птиц”.

Развитие речи: Чтение художественной литературы. С. Михалков “Птичья столовая”. А. Яшин “Покормите птиц зимой” А. Барто “Скачет шустрая синичка”. Г. Скребицкий “Появились синички”. В. Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”. Т. Шарыгина “Синица”, “Синий день”, “Клесты”. “Сова”, “Сорока”, “Снегири”, “Свиристели”. В. Берестов “О чём поют воробушки”. В. Сухомлинский “Птичья кладовая”.

Составление рассказов по иллюстрациям;

Разгадывание загадок.

Музыкально-театрализованная деятельность: Слушание музыки с голосами птиц. Включение в занятие слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой и пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой

2)Изготовление, развешивание кормушек и наблюдение за птицами у кормушки.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не простое, оно важное и очень ответственное. Птицам нельзя есть цитрусовые, острые и жареные продукты. Нежелательно кормить гречкой и рисом. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Почти у всех пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и не жаренными. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклевывают зернышко. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку – скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую». Наблюдая за птицами, пришли к выводу: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Наблюдений за погодой и птицами.

Дата Температура воздуха Кол-во птиц Какие птицы прилетают

20.01.2014 -14 4 2 синицы, 2 воробья

21.01.2014 -15 5 3 синицы, 2 воробья

22.01.2014 -12 5 2 синицы, 3 воробья

23.01.2014 -13 6 3 синицы, 3 воробья

24.01.3014 -14 4 2 воробья, 2 синицы

27.01.2014 -11 5 2 синицы, 3 воробья

28.01.2014 -16 6 4 синицы, 2 воробья

29.01.2014 -20 8 4 синицы, 3 воробья, 1 снегирь

30.01.2014 -20 7 3 синицы, 3 воробья, 1 снегирь

31.01.2014 -16 5 2 синицы, 3 воробья

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Работа с родителями:

• организовать конкурс рисунков и плакатов «Помогите птицам;

• поделки из бросового (природного) материала «Птицы родного края»;

• участие в создании групповой мини-библиотеки «Эти разные птицы;

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»

• организация на участке «Птичьей столовой» с ежедневной подкормкой птиц;

• рекомендовать родителям почитать с детьми стихотворения «Воробьи и кот», «Наши друзья» Л. Н. Толстой;

рассказы: «Кукушка» А. Ремезов, «Скворцы» А. Куприн, «Чей нос лучше» В. Бианки.

• Пополнение аудиотеки «Голоса птиц»

• Создание картотеки стихов о птицах

• Консультация «Международный день птиц»

• Изготовление листовок – обращений, информационных плакатов «Берегите лес, «Как сделать скворечник?»

• Праздник с участием родителей «Этот удивительный мир птиц

III этап-заключительный

• Обработка результатов по реализации проекта

• Презентация проекта

Обработка результатов по реализации проекта

• В детском саду созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.

• Заинтересованность детей совместно с родителями жизнью птиц, появилось желание помогать им.

+ у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах;

У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Заключение.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Наблюдения проводились на нашем участке в детском саду.

Изучив литературу, было составлено правильное меню для птиц, за которыми наблюдали. Результаты записывались в лист наблюдений: подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке, наблюдали за их поведением.

Дети и взрослые получили огромное удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдали за поведением обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. А создание презентации стал итогом всей работы. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения.

Список литературы.

1). Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2007г.

2) О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». 2001г.

3) В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации

4) Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» 2003г.

5) «Времена года» Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева 2005г.

6) О. С. Ушакова «Знакомство детей с литературой» 2004г.

7) О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.

8) Ю. А. Акимов «Знакомство дошкольников с окружающем миром» 2008г.

Публикации по теме:

Проект по экологическому воспитанию «Наши младшие друзья» "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон.

Юные экологиЮные экологи "НЕ навреди!"- одна из заповедей общение человека с природой. Любовь, понимание и забота-это то, что ждет природа от каждого человека. Это.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Экологический проект «Берегите птиц»
Опубликовано: 30 декабря 2014 в 16:38
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...
Рисование в подготовительной группе «Натюрморт с буханкой»
Тематическая неделя "Хлеб- всему голова". Каждый раз сталкивалась с вопросом "что можно с детьми нарисовать на эту тему? ". В этот раз решила, что...
Фотоотчет «Осенняя прогулка с учениками 4 класса»
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом....