Приложение МААМ

Экологический проект для детей дошкольного возраста «Птичья столовая»

Галина Тимошенко
Экологический проект для детей дошкольного возраста «Птичья столовая»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96 открытого акционерного общества ОАО

«РЖД»

Город Ростов – на – Дону Ростовской области

1. Полное название проекта : «Птичья столовая»

2. Авторы проекта : Яшина Г. Ю., Сорочинская Н. М., Тимошенко Г. Г.

3. Руководитель проекта : Рыбальченко Т. И.

4. Кадры: педагоги и специалисты НДОУ

5. Район, город, представивший проект : г. Ростов-на-Дону Ростовской области

Публикация «Экологический проект для детей дошкольного возраста „Птичья столовая“» размещена в разделах

6. Адрес организации: 344101, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Баррикадная д. 42

7. Телефон: 238-39-39

8. Вид, тип проекта : Межгрупповой, краткосрочный, исследовательско-творческий

9. Цель, направление деятельности проекта : Исследовательская деятельность по изучению жизни птиц во взаимосвязи с экосистемой; а также природоохранная деятельность

10. Краткое содержание проекта :

В рамках биологической экологии :

• Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

• Изучение взаимодействия пернатых с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и экологических игр.

• Систематизация этапов взаимодействия птиц и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

• Исследование функциональных способов добычи корма птицами, их зависимости от времен года.

В рамках социальной экологии :

• Анализ поведения человека в природе.

• Изучение влияния деятельности человека на жизнь птиц.

В рамках прикладной экологии :

• Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, познавательной, игровой).

• Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций, посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участках групп).

• Проведение специально организованной и совместной деятельности, направленной на воспитание экологического сознания.

Совершенствование экологической среды ДОУ :

• Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

• Организация экологической инсталляции (установки).

11. Место проведения: г. Ростов-на-Дону, НДОУ «Детский сад № 96 ОАО «РЖД»

12. Сроки проведения: ноябрь — декабрь 2011 года.

13. Количество участников проекта : 147 человек (из них 100 детей, 12 педагогов, 35 родителей)

14. Возраст детей : 3-6 лет

15. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в специально организованной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципа частичной интеграции).

16. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :

• повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников;

• осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);

• гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);

• развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — птицам;

• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

• освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

• успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;

• совершенствование экологической среды ДОУ;

• пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;

• вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

• оптимизация использования технических средств обучения.

План реализации проекта

1 этап.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.

Задачи:

• разработать положение о смотре конкурсе кормушек «Каждой пичужке по кормушке»;

• привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

• формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

• воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

2 этап. Разработка проекта

• создание творческой группы;

• разработка положения о смотре конкурса «Каждой пичужке по кормушке»;

• довести до участников проекта важность данной проблемы;

• подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;

• совместное составление плана работы над проектом.

3 этап. Выполнение проекта.

Формы и методы работы с детьми.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Поломанные слова», «Что за птица?», «Угадай, какая птица поет?».

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птицелов», «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом.

Сюжетно-ролевые игры: «Лесная школа», «Больница птиц».

• Пальчиковая гимнастика «Полет птиц»

Познавательное развитие:

Беседы: «Как узнать птиц?», «Кто от зимы не улетает?».

• Просматривание альбома «Зимующие птицы».

• Придумывание историй «Как я спас птичку».

Специально-организованная деятельность: «Зимовье птиц»,

«Птичья столовая».

Художественно-творческая деятельность:

коллективное рисование: «Птицы на кормушке»;

оригами: «Птицы прилетели»;

лепка: «Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри»;

аппликация: «Как розовые яблоки на ветках снегири»;

пластилинография: «Лесной дятел»;

• изготовление памяток-листовок «Покормите птиц зимой».

Развитие речи:

чтение стихотворений: С. Михалков «Птичья столовая»,

А. Яшина «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синичка»;

чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички»,

В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»;

• составление рассказов по иллюстрациям;

• придумывание историй «Как я спас птичку»;

• разгадывание загадок.

Музыкально-театрализованная деятельность:

• инсценировка «Птичкам холодно зимой»;

• слушание музыки с голосами птиц;

• развлечение «Синичкин день».

Выставки, конкурсы, викторины:

• выставка «Портреты птиц»;

• КВН «Мы - друзья природы»;

• конкурс «Каждой пичужке по кормушке»;

• разгадывание ребусов, кроссвордов.

Акции:

экологическая акция «Семечко»;

экологическая акция «Добрая зима для птиц»;

экологическая акция «Хлебные крошки».

Формы и методы работы с родителями:

• конкурс на лучшую кормушку;

• составление «рецептурной книги» кормов для птиц;

• газета экологического содержания «Поделимся с птицами»;

консультация: «Они остались зимовать, мы им будем помогать»;

• фотоконкурс «Птицы и люди».

4 этап. Результат проекта.

Участие в проекте 81% родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Вручение дипломов родителям и подарков детям за конкурс за лучшую кормушку.

Открытие в ДОУ Птичьего городка.

Приложение.

1. Правила кормления птиц

2. Вопросы для викторины

3. Организованные виды образовательной деятельности

4. Народные приметы

5. Фоторепортаж с конкурса кормушек «Каждой пичужке по кормушке»

Приложение 1

ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ

Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Приложение 2

Вопросы для викторины «Птицы – наши друзья»

1. Какая птица самая большая в мире? (страус)

2. Какую птицу называют «лесным доктором», почему? (дятла)

3. Какую птицу называют «сплетницей»(сороку)

4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин)

5. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)

6. Какую птицу называют вестником весны? (грач)

7. Кто знаменитая Каркуша? (ворона)

8. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты (зимой)

9. У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Вспомните пословицу и закончите предложение:

Гусь свинье … (не товарищ).

Старого воробья на мякине (не обманешь). (Мякина - ботва моркови, свеклы и пр.).

Всяк кулик свое болото (хвалит).

Всякая птица свое гнездо (любит).

Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

Плоха та птица, которая … (гнездо свое марает).

Приложение 3

Организованные виды образовательной деятельности.

Беседа о птицах

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Ход:

Воспитатель. Дети утром я получила письмо от Знайки. Кто такой Знайка? (Включает запись с заданиями Знайки для детей : что они знают о птицах. Сначала Знайка предлагает послушать голоса птиц, а потом дети выполняют его задания.)

Ребята какое время года сейчас? (Осень.) Какие изменения произошли в природе? (Опали листья.) Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)

Знайка (голос). Чем отличаются птицы от других животных? (Они умеют летать и т. д., по ходу ответов воспитатель показывает модели.) Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.)

Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки,журавли, грачи.)

Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах стихотворение? (О перелетных птицах.) Ребята, выберите картинки с перелетными птицами. Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. Перечислите насекомоядных птиц. (Дети перечисляют.)

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы – водоплавующие. Перечислите мне этих птиц…

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

Какие птицы улетают первыми, последними?

Физкультурная минутка (стоя). Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)

Знайка (голос). Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)

Воспитатель. (показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, ворона, галка.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: Чижи, снегири, чечетки, свиристели – это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)

Знайка (голос). Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают на небольшие расстояния, перелетают с севера.)

Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки – обитатели севера.

А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)

Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.)

Воспитатель. Сейчас мы будем отгадывать кроссворд о птицах, который прислал нам Знайка.

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Появляется опять.

(снегирь, он – кочующий.)

Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

всё равно ты будешь мой.

(дятел, он – зимующий.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам ныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(воробей, он зимующий.)

Непоседа птица эта,

Одного с берёзой цвети.

(сорока, она – зимующая.)

Чёрный, проворный,

Кричит: «Арак».

Червякам – враг, кто это?

(грач, он перелётный.)

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец.

Он и лётчик, и певец.

(скворец, он – перелётный.)

Умники, хорошо разгадали кроссворд. Ребята, вам Знайка прислал сюрприз – медальки с изображениями птиц, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает. Садитесь за столы и будем рисовать.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Дорисовали, молодцы, теперь их разукрасьте. Сравните по образцу. Молодцы, возьмите их на память от Знайки. (Далее следует подведение итогов.)

Покормите птиц зимой.

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Ход.

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко.)

- Послушайте стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки – непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны!

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетели, каким кормом кормили птиц.

- Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби – крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть не много, именно для того, чтобы подкормить, поддержат в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, снегири, дятлы, свиристели и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

(К. Мухаммали)

Работа на экологической тропе.

Тема: Птичья столовая

Цель. Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в нашем крае; способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; развивать представления действенной заботы о животных.

Ход работы:

В один из дней воспитательница приносит в группу письмо и сообщает, что она его нашла. Письмо упало ей прямо под ноги, когда она шла на работу. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут зимующие в вашем крае птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, все знаете, все умеете, у вас доброе сердце. Очень просим разрешить наши сомнения:

- Куда нам лететь, когда наступят холода?

- Поможете ли вы нам, пичугам, пережить эту холодную зиму?

Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели : надо помочь птицам, зимующим в городе.

Для осуществления поставленной цели создается команда спасателей «Друзья птиц», выбирается командир. Девиз спасателей - «Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!». Дети придумывают себе эмблему. А затем продумывают план деятельности:

- Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).

- Изготовить кормушки и развесить их на участке детского сада, возле домов, где живут дети. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого нужны.

Затем с помощью плана участка детского сада продумать размещение кормушек. Для того чтобы они были развешены не только в детском саду, провести ярмарку птичьих кормушек.

- Подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше. Для этого организуется акция «Хлебные крошки».

Для выполнения плана проводятся следующие мероприятия: Из художественной литературы, энциклопедий, справочников, из общения с родителями и другими взрослыми дети узнают, какие птицы зимуют в городе, узнают об их повадках, о предпочтениях в еде и в образе жизни.

Полученные сведения обсуждаются. Так как материала очень много, для памяти составляются альбомы, которые дети иллюстрируют своими рисунками. Затем отдельно изучается литература о кормушках, используемых для кормления разных видов птиц, составляется альбом с образцами изготовления кормушек. Подбираются материал и инструменты для изготовления кормушек.

Кормушки могут изготавливаться в детском саду или дома - с помощью пап. Проводится большой праздник - «Ярмарка птичьих кормушек». Главная задача ярмарки - сделать так, чтобы как можно больше людей имели кормушки и могли развесить их для зимующих птиц возле своего дома, на окнах.

После ярмарки дети приступают к решению следующего этапа - составляют «рецептурную книгу» кормов для птиц, собирают коллекцию птичьего корма и заготавливают корма.

Важным этапом является акция «Хлебные крошки». Дети берут за правило, что хлебные крошки, которые остаются на столе, на доске, где нарезается хлеб, нужно не выбрасывать, а подсушивать на листе бумаги и складывать в «хлебную копилку». Каждый из детей придумывает своей копилке интересное название. Собранные крошки идут на подкормку птицам. Эта акция не имеет конца: пусть в каждом доме будет хлебная копилка.

В назначенный день кормушки торжественно вывешиваются на улице. Дети наполняют их кормом.

После вывешивания кормушек важно не забывать подкармливать птиц. Заодно за птицами у кормушек можно наблюдать. Свои впечатления и наблюдения дети зарисовывают.

Итоговый сюжет - составление ответа на письмо зимующим птицам.

Весной проводится праздник птиц - своеобразный отчет детей перед взрослыми и младшими о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось, какие возникли проблемы, что они хотели бы осуществить в дальнейшем. Взрослые вручают детям диплом помощников птиц.

Приложение 4

Народные приметы.

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

4. Перед метелью воробьи чирикают.

5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

6. Синицы порхают под окном – к холоду.

7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Приложение 5

Фоторепортаж с конкурса кормушек

«Каждой пичужке по кормушке»

В назначенное время в назначенном месте собрали все кормушки, изготовленные родителями вместе с нашими воспитанниками. Материалы для птичьих домиков использовались самые разнообразные. Главными критериями для отбора победителей были практичность и эстетичность.

Всем участникам были вручены Благодарности за участие в конкурсе, а победителям – Грамоты и призы.

Публикации по теме:

Мы лучшие.Мы лучшие. В течение ноября в нашей области проходил конкурс на лучшее дошкольное учреждение. Наш " Колосок " принимал в нём участие. Конкурс состоял.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект для детей дошкольного возраста «Птичья столовая»
Опубликовано: 9 декабря 2012 в 18:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект для детей дошкольного возраста «Птичья столовая»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Тимошенко (УИ 39046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД