Папки-передвижки

Экологический проект «Хлеб-всему голова»

Наталья Шнайдер
Экологический проект «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Вам и расскажут, и в книгах прочтё те:

Хлеб наш насущный всегда был в почёте.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам-умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

А. Гришин

Публикация «Экологический проект „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах

Актуальность: Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Без хлеба не обходится ни один приём пищи, хлеб сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ни чем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

В беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны тем, что к столу всегда получаем вкусный хлеб.

Смутными и не совсем ясными были представления детей о труде людей, выращивающих хлеб.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.

Задачи:

• развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность;

• изучить историю возникновения хлеба;

• расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;

• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

• воспитывать желание делиться полученными знаниями;

• научиться месить тесто;

• испечь булку хлеба в хлебопечке.

Разработка проекта :

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Составить перспективный план работы.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Подготовительный этап: февраль.

Практический этап: март.

Методы исследования:

• сбор информации (модель трёх вопросов);

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент;

• анализ.

Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование);

• познание;

• социализация.

Перспективное планирование:

Виды деятельности Формы и методы организации деятельности

Коммуникативная Беседы: «Как я ходил в магазин», «Из чего делают белый хлеб, а из чего чёрный?», «Как испечь хлеб дома.

Чтение художественной литературы

сказки: «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»; белорусская сказка «Легкий хлеб»; белорусская сказка «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; В. Ремизов «Хлебный голос»; «Пшеница» Я. Аким; «Ломоть хлеба» Т. Шорыгина; Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; из книги «О растениях» Л. Кон; Я. Тайц «Все здесь»; загадки о хлебе; заклички «Дождик», «Солнышко, выгляни».

Художественное творчество (рисование, лепка) Рисование рисунков, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, лепка хлебобулочных изделий из пластилина.

Познание Наблюдения и рассматривание альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр видеоролика «Жатва». Знакомство с профессиями: пекарь, мукомол.

Социализация Сюжетно-ролевая игра: «Семья»;

«Магазин»

Дидактические игры:

-«Что сделано из муки?»

-«Что из какой муки испекли»

-«Что сначала, что потом»

-«А какой он, хлеб»

-«Что нужно для работы хлебороба»

-«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

-«Кому что нужно?»

Игры с мячом:

-«Подбери признак» (Хлеб : какой? Мука: какая)

-«Назови профессию»

Исследовательская деятельность Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). Проращивание зёрен. Посадка зёрен в землю. Замешивание теста, выпечка хлеба в домашних условиях.

НОД «Откуда к нам приходит хлеб»; составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»; «Кем бы ты хотел стать» (профессии хлебороба, пекаря)

рисование: техника села

аппликация: сбор урожая

лепка: хлебобулочные изделия.

Этапы работы над проектом

Поисковый. Уточнение представлений у детей о хлебе. Диагностика детей по теме. Знакомство с новыми словами.

Модель трё х вопросов:

1. Что мы знаем о хлебе?

2. Что мы хотим знать о хлебе?

3. Где мы можем узнать?

Практический. Расширить первоначальные представления детей. Накопление новых знаний о хлебе посредством наблюдений, опытно – экспериментальной деятельности, организованной системой НОД, игр и различных бесед. Учить анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Беседы: «Как я ходил в магазин», «Из чего делают белый хлеб, а из чего чёрный?», «Как испечь хлеб дома.

-Наблюдения и рассматривание альбомов;

-подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

-просмотр видеоролика «Жатва»;

- совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе :

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли и хлеб не естся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без соли стол кривой.

Без хлеба всё приестся.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

- взаимодействие с родителями.

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Откуда хлеб пришел»

Цели и задачи:

• расширять и обогащать знания детей о хлебе, его изготовлении и процессе выращивания;

• воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение произведений о хлебе, с пословицами и поговорками, беседы.

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас совершать путешествие. А куда, вы догадаетесь сами. Сначала отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкуснее и полезней нет.

Дети: Это хлеб.

Воспитатель: Так что за путешествие ждет нас, если говорить будем о хлебе?

Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.

Воспитатель: Сегодня мы с вами и поговорим о хлебе, и как он необходим людям.

- «Хлеб – всему голова» - говорят у нас в народе. - Почему это так? Потому что человек может обойтись без многих вещей, а без хлеба жить не сможет.

- Вы, наверное, сейчас сидите и думаете, что хлеб можно легко купить в магазине.

-Многие из вас и не знают, чтобы вырастить хлеб, требуется огромного труда.

- Путь этот долог: от зернышка до каравая. Какое стихотворение мы выучили и сейчас хором расскажем.

Дети:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

Пашут каждую весну,

Подымают целину.

Сеют, жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

(П. Качанов)

Воспитатель помещает на магнитную доску плакат с сельскохозяйственной техникой или показывает слайды.

Воспитатель:- Где растёт хлеб? (в поле)

-Что делают люди в поле на тракторе?

Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.

Воспитатель: Кто управляет трактором?

Зачем нужны людям в поле сеялки?

Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.

Воспитатель: Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?

Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.

Воспитатель: И сеять надо правильно, по науке, в ладу с природой, не зря в народе говорят: «Каждому семени своё время». Дети, что это за букет у меня в руках?

Дети: Букет из разных колосков.

Воспитатель: Правильно вы заметили, колоски разные: это – рожь, это – пшеница, а это – овес. Колоски сухие, еще какие?

Дети: Желтые, колючие, золотистые.

Воспитатель: Что за машина помогает убрать хлеб с поля?

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Вспомните сказку «Колосок» про Петушка и мышек Круть и Верть. Что Петушок с колоском сделал?

Дети: Унес на мельницу.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Сначала зернышки получить, а потом из зернышек – муку.

Воспитатель: Вот посмотрите, у меня в чашечках зерно и мука. Можно потрогать. Какое зерно? А мука?

Дети: Зерно твердое, а мука мягкая.

Воспитатель: Получили муку, что дальше нужно делать?

Дети: Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел» : сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ.

Физминутка

Бабочка божьей коровке звонила:

(дети машут руками, набирают указательным пальцем номер, берут трубку)

«Тесто с утра я уже замесила, (изображают замес теста)

В гости приди. Поболтаем часок, (делают пригласительные движения руками, одной рукой показывают на рот)

Вкусный с капустою будет пирог, (складывают ладони как пирожок)

Чаю с нектаром попьем, (делают из кисти «кольцо» и подносят ко рту)

Песни душевные вместе споем» (делают из обеих кистей «кольца», сжимают и разжимают их).

Воспитатель: Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Загадки:

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

(Макаронные изделия)

Итог занятия

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

-Послушайте стихотворение: Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселого в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Домашнее задание: детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе.

Публикации по теме:

Фото-отчёт о проекте «Хлеб — всему голова».Фото-отчёт о проекте «Хлеб — всему голова». «Хлеб – всему голова» Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней. Золотые слова забывать мы не вправе:.

«Музей «Русская изба». Знакомство с предметами русского народного быта«Музей «Русская изба». Знакомство с предметами русского народного быта тема нашего занятия " Знакомство с горницей - музей русская изба" Задачи: • познакомить с предметами русского народного быта и обычаями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Хлеб-всему голова»
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 17:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Хлеб-всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шнайдер (УИ 97876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД