Виктория Гасанбекова
Экологический проект «Необычные приключения Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПЕЛЬКИ»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Я. Коменский.
Актуальность темы:
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Публикация «Экологический проект „Необычные приключения Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Реализация проекта «Необычные приключения капельки» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы:
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности. В проекте используется метод педагогической интеграции.
ЦЕЛЬ:
Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
ЗАДАЧИ:
Расширять знания детей 2-ой младшей группы о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире;
Познакомить детей с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности;
Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов;
Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья;
Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т. д.)
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
1 этап
Разработка системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях и в разнообразной деятельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.
2 этап
Анализ познавательной задачи под руководством воспитателя; выявление известного и неизвестного. Выдвижение детьми предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор детьми и педагогом способов проверки предположений.
Кратковременные наблюдения;
Сравнения;
Опыты;
Занятия.
3 этап:
Побуждение детей к самостоятельному формулированию вывода.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Блок занятий «Вода в природе»
.
Темы:
• «Где встречается вода?».
• «Что такое родник и как его беречь».
• «Познакомьтесь: дождь и снег».
• «Вот так радуга-дуга».
• «Летом – дождь, зимою – снег».
Блок занятий «Основные свойства воды» - опытно-экспериментальная деятельность детей.
Темы:
• «Прозрачная, без вкуса, без запаха».
• «Вода жидкая, может течь и замерзать».
• «Как сделать воду сладкой».
• «Имеет ли вода запах».
• «Как сделать воду разноцветной».
• «Что растворяется в воде».
• «Что плывет, а что тонет».
Блок занятий «Кто и как живет в воде»
Темы:
• «Вода – наш друг».
• «Какую воду можно пить человек»
• «Для чего нужна вода живым организмам»
• «Аквариумные обитатели».
• «Речные обитатели».
• «Морские обитатели»
Блок занятий «Вода в вашем доме»
.
Темы:
• «Как вода попадает к нам в дом».
• «В воде живут микробы».
• «Как использует воду человек».
• «Как относиться к воде бережно».
Блок занятий «Вода и здоровье человека».
Темы:
• «Не зная броду, не суйся в воду».
• «Пейте воду кипяченой».
• «Как вести себя во время грозы».
• «Закаляйся!»
• «Да здравствует вода!»
ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ.
Наблюдения в природе:
.
1. Наблюдение за лужами, образованием льда, появлением первого снега.
2. Изготовление с детьми корабликов из различных материалов, пускание в воду, наблюдение за плаванием разных материалов, пускание корабликов в воду, наблюдение за плаванием разных материалов. Ледоход.
3. Наблюдение за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины силы дождя. Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. Наблюдение за радугой, за туманом.
4. Наблюдение за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея. Выводы о связи с температурой воздуха. Наблюдение за таянием сосулек, изменением сугробов. Зависимость от времени года, изменения температуры.
5. Наблюдение за изменением снежного покрова, его структуры, свойств, цвета при повышении, понижении температуры воздуха.
6. Снегопад при различной температуре воздуха (в морозную погоду, в оттепель). Рассматривание снежинок.
7. Наблюдение за таянием снега, образованием проталин, появление первой травы на участке ДОУ.
Беседы:
1. «Сколько весит вода?».
2. «Откуда радуга пришла?».
3. «Кто распыл капельки росы?».
4. «Кто живет подо льдом?».
5. «Зачем деревьям снег?»
Поисковые задачи и их решение:
1. Может ли вода иметь вкус, запах?
Цель: Ознакомление со свойствами воды. Подвести к пониманию важности бережного отношения к воде как основе жизни.
Содержание: Растворение в воде гуаши, пищевых, ароматических веществ, опыты.
2. Почему что-то тонет, а что-то нет?
Цель: Подвести к связи между весом и возможностью держаться на воде.
Содержание: Взвешивание на весах предметов, опускание их в воду.
3. Откуда взялся дождь?
Цель: Понятие о том, что дождь – это испарившаяся влага с поверхности Земли.
Содержание: Нагревание воды и ее конденсация.
4. Почему на лужах лед?
Цель: Установление связи между температурой воздуха и состоянием воды, между разницей температуры и временем замерзания воды.
Содержание: Вынос воды на улицу, поместить воду в холодильник, наблюдать в группе. Определить температуру Вов всех случаях. Выявить причины разного времени замерзания.
Интеграция видов деятельности
Праздники и развлечения:
Осень: «День грибного дождя».
Зима: «Снеговик у нас в гостях».
Весна: «Праздник капели».
Лето: «За советом к дядюшке Водяному»
Дидактические игры:
«Угадай, где капелька».
«Кто живет в воде».
«Где чей дом».
«Кто живет около воды, а кто в воде».
Рассказы воспитателя:
«Кому и зачем нужна вода?».
«Чем аквариум от речки отличается».
«Море может быть в воде».
«Какие растения любят воду, а какие нет».
Совместная трудовая деятельность:
1. Расчистка в зимний период участка ДОУ.
2. Постройка снежного города, горки для катания вместе с родителями.
3. Уход за комнатными растениями, растениями на участке ДОУ.
4. Проращивание лука в ванночке с водой на окне.
В результате деятельности в Центре Воды и Песка у детей развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТОВ
ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»:
-
Сравнение молока и воды:
Выяснить, что вода прозрачная. Приготовить две емкости с молоком, водой, ложечку (емкости прозрачные) .Дети опускают ложечку в молоко, в воду сравнивают. Вывод:вода прозрачная.
-
Эксперименты с подкрашенной водой:
Убедиться, что воду можно подкрасить в любой цвет. Приготовить 4 прозрачных емкости, акварельные краски 4-ех цветов, кисточки, бумагу, лейки. Дети кисточкой подкрашивают воду, называют цвет, рисуют подкрашенной водой на бумаге или поливают лейкой снег. Вывод:воду можно подкрасить в разные цвета.
-
Определяем температуру воды:
Выяснить,что вода имеет разную температуру: холодная, теплая, горячая. Берем 3 емкости с водой: холодной, горячей, теплой. Ребенок опускает ручку в холодную, теплую, горячую воду, определяет и называет. Вывод: воду можно согреть, остудить.
-
Снег – это тоже вода:
Узнать, что из снега образуется вода. Ребенок берет снег в руку и наблюдает за тем, как тает снег. Вывод: снег – это вода.
-
Сравнение льда и снега:
Узнать свойства льда и снега, сравнить 2 емкости: лед и снег. Дети манипулируют льдом и снегом. Вывод:лед твердый, снег рыхлый
-
Таяние льда и снега:
Выяснить, что снег быстрее тает, чем лед. Берем лед и снег, 2 емкости с водой. Дети поочередно опускают лед и снег в воду. Вывод:снег тает быстрее, чем лед.